В Казахстане существуют уже немало независимых театров, но и самые известные из них испытывают финансовые трудности, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz. Так, менеджеры театра «Артишок», в начале минувшего сезона, чтобы собрать зарплатный бюджет на год, обратились к потенциальным спонсорам и меценатам. Целью руководства театра было найти 10 млн тенге , но этого, как сообщила менеджер и актриса «Артишока» Анастасия Тарасова, сделать не удалось. «Это не значит, что театр закрывается или кто-то уволился, или, что мы в долгах. Нет, такого нет. Но финансовая политика сейчас играет для нас очень важную роль», - говорит Анастасия Тарасова.
Дело в том, что многие годы спектакли театра ставились при минимальных затратах, а постановка, помимо актерской игры, могла состоять лишь из самых скромных декораций. «Конечно, актер может выйти, и выступить, постелив один только коврик. Мы много лет примерно так и делали, но со временем это истощает нас, как людей творчества. Творческих ресурсов у нас много, а материальные ресурсы у нас ограниченны», - говорит основатель «Артишока» и его актриса Вероника Насальская.
Все эти годы «Артишок», как и другие независимые театры, обходится своими силами. Единственный за долгое время пример, когда театр получил помощь со стороны, это два миллиона тенге от мецената, хозяина средних размеров компании. Деньги пошли на ремонт. При этом минимальная стоимость спектакля составляет около 8 тыс. долларов. «Но, конечно, суммы могут быть разными. Это зависит от того, сколько занято актеров, пишется ли специально пьеса, и т. д.», - уточнила Вероника Насальская. В театре также надеются на новую, большую площадку.
Помимо частных инвесторов и меценатов театр надеется на сотрудничество с государством. Департамент культуры Алматы уже помог «Артишоку» при создании спектакля «Прямопотолеби», частично его профинансировав, но руководство театра надеется на более интенсивное общение и поддержку. При этом театр не боится вмешательства в свою репертуарную политику, которого вполне можно ожидать от государства. «Конечно, когда министр культуры, как раз к началу театрального сезона, заявил, что сейчас будут создаваться худсоветы, а также, с учетом происходящего в России, где цензура набирает обороты, мы должны думать на два шага вперед, если мы хотим строить отношения с государством», - говорит Анастасия Тарасова. Но, несмотря на это, по словам Вероники Насальской, если у государства и независимого театра есть общие интересы, то такое сотрудничество может быть плодотворным. «Это нормально для всего мира, когда государство четко обозначает свою культурную политику. Но, несмотря на это, государство и независимые театры могут сотрудничать. Мы надеемся, что в какой-то момент, эти взаимоотношения наладятся», - добавила Вероника Насальская.