USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
73.75$
-0.220
BTC
98934.20$
+890.300

Мы будем сопротивляться цензуре

Театры во все времена нуждались в финансовой поддержке

Share
Share
Share
Tweet
Share
Мы будем сопротивляться цензуре- Kapital.kz

Театры во все времена нуждались в финансовой поддержке. Исключение составляют только нью-йоркские театры, расположенные на Бродвее. Они обходятся своими силами. В Казахстане театральное искусство зарождалось в советское время при активном участии государства. Потому не удивительно, что и сейчас эти культурные учреждения в подавляющем большинстве находятся на попечении – если не государственном, то меценатском. «АРТиШОК» – один из немногих театров, который существует благодаря собственным усилиям. Однако вскоре ситуация может измениться. В чем причина надвигающихся перемен, в интервью деловому еженедельнику «Капитал.kz» рассказала менеджер и актриса «АРТиШОКа» Анастасия Тарасова.

 - Анастасия, расскажите о финансовом состоянии «АРТиШОКа» на сегодняшний день.

 - В этом сезоне мы открыто и впервые заявили, что мы ищем спонсора. Там, в нашем коммерческом предложении мы указали, сколько денег нам необходимо, что мы можем предложить в свою очередь. Мне очень хочется найти таких партнеров. Почему бы нет? Наши банки поддерживают казахстанские театры. Я считаю, что мы очень достойный театр, меценатство никто не отменял, и я верю, что есть люди, которые видят ценность в самом нашем театре, а не расценивают нас только как место размещения своего баннера или листовок.

 - Почему вы заявили об этом только сейчас? Вы ведь существуете не первый год. Или необходимость возникла недавно?

 - Театр существует 14 лет, и все это время мы везде говорим о том, что мы первый независимый казахстанский театр. Что значит наша независимость? Это значит, что мы сами определяем наш репертуар, сами решаем, на какие фестивали ездить, сами содержим площадку, актеров и также не зависим ни от кого в финансовом отношении. И все это, конечно, очень сложно, когда у тебя нет финансовой поддержки. Штат сотрудников, который сейчас сложился в «АРТиШОКе», – это очень профессиональный штат. Это люди с театральным образованием – российским, европейским, американским. И мне очень важно удержать команду этих ребят, которые могут года через два уйти от нас из-за финансовой нестабильности. Еще два-три года, и нет никакой гарантии, что здесь останется работать эта команда. Конечно, мы можем где-то успевать замещать, но это тоже будет ненадолго. Все это время мы все деньги зарабатываем сами. Но сейчас нам нужна спонсорская помощь.

 - В каком размере?

 - 10 миллионов тенге.

 

Что будет, если вы их не найдете?

 - Мы продолжим работать, но мы реально заинтересованы в стратегическом партнерстве со спонсором. Тем более сейчас усиливается давление на общество, на театры в частности. Выживать с каждым годом все сложнее, а нам не хочется «выживать». Мы хотим нормально работать.

 - Что вы имеете в виду под «давлением»?

 - Это связано в том числе с инициативами министерства культуры и спорта о репертуарной политике, с тем, что театры хотят в этом ограничить. Еще один фактор – экономическая ситуация как в стране, так и в мире. Доллар дорожает, все дорожает. Мы, правда, при этом не поднимаем цены на билеты. Мы чувствуем свою социальную ответственность – люди должны ходить в театр, он должен быть доступен всем. Тем более у нас и так среди всех репертуарных театров билеты одни из самых дорогих.

 - Возвращаясь к 10 миллионам. Почему именно такая сумма? На что она пойдет?

 - Эта сумма пойдет только на зарплаты. Причем это очень средние зарплаты – просто для того, чтобы наши артисты могли чувствовать себя уверенно в этом отношении. В эту сумму не входят затраты на постановки или еще на что-то. Эти деньги нужны нам на год, чтобы люди продолжали работать, никуда не ушли.

 - А уже уходили?

 - Три года назад наша команда раскололась на две части, трое ребят создали свою актерскую студию. А так как у нас репертуар держится на всех актерах, привязан к ним, то вместе с коллегами «ушли» и наши спектакли. Одной из причин их ухода, кстати, был финансовый вопрос. Но не только. Им хотелось самостоятельно развиваться, делать что-то свое.

 - Не могли бы вы подробнее объяснить свою позицию по поводу инициативы Минкульта о контроле над репертуарной политикой театров?

 - Как я понимаю, это касается и частных театров. Правда, я не вполне понимаю, как это будет работать. Сам механизм мне непонятен. Однако вот что кажется мне странным. Столько лет Минкульт вообще никакого внимания на нас не обращал, а сейчас они проснулись, и вот как – хотят следить за репертуаром, ограничить.

 - Что вы будете делать, если это реально вас коснется?

 - Будем думать, сопротивляться, конечно. Самый крайний вариант, сейчас мы над ним посмеиваемся, но все же – переименоваться в какой-нибудь клуб любителей литературы и называть спектакли музыкально-поэтическими вечерами, если уж такая цензура нагрянет. А это именно цензура, если появится некий худсовет, который пойдет внедряться в театры. Самое странное при этом, что цензура ведь запрещена Конституцией, и то, что вдруг взялись именно за театры, которые сейчас находятся на грани выживания. Причем неважно – частные ли театры, государственные ли. Но, возвращаясь к цензуре. Если брать конкретно наш театр, то увидеть крамолу можно в любом нашем спектакле. Тем более что мы также работаем в жанре документального театра. Это своего рода публицистические спектакли, там мы используем факты. Например, спектакль «#ПРЯМОПОТОЛЕБИ». Он основан на событиях, которые составляют историю города, а она ведь не только положительная, верно?

 - Давайте тогда о культуре, раз уж речь зашла об этом. Как вы создаете такие спектакли? И почему беретесь за них?

 - Беремся, потому что нас волнует та или иная тема. Если нас интересует какая-то история или какое-то событие, то мы обсуждаем это с режиссером. Потом переносим это на площадку и создаем актерский материал. Активно используем метод импровизации, это вообще принцип создания многих наших спектаклей, когда актеры через тело, через чувства находятся в поиске персонажа и атмосферы.

 - Используете ли вы в своих постановках политические информповоды, раз уж вы ставите спектакли о жизни города? Или это касается только каких-то социальных историй? Просто многие российские театры, схожие с вами в чем-то, «театр.DOC», например, ставят спектакли по мотивам политических событий.

 - Нельзя обойти политику, ведь она напрямую касается тебя, людей, будущего. Но делать постановку ради эпатажа, ради провокации, ради того, чтобы «нарваться», мы никогда не станем. У нас хватает мозгов, мы умный театр, и мы всегда найдем те художественные средства выражения на сцене, чтобы сказать свою мысль, при этом оставаться в рамках закона. Мы никогда не будем заворачиваться во флаг и бегать по сцене с портретом президента. Например, тот же спектакль «#ПРЯМОПОТОЛЕБИ» всегда дополняется по мере того, как в городе происходят новые, в том числе политические, события. Например, в одной из версий у нас была сцена с убийством Заманбека Нуркадилова. Потом, однако, этот момент ушел из спектакля.

 - Почему?

 - Понимаете, «#ПРЯМОПОТОЛЕБИ» – это спектакль, который мы воспринимаем как зеркало нашего общества. Мы показываем там те события, которые происходят в городе здесь и сейчас. Например, когда мы только его задумывали, в прошлом году, то самым громким событием в Алматы была массовая драка во время концерта Кайрата Нуртаса. И мы внесли эту сцену в постановку. Потом в течение года произошли митинги в связи с девальвацией, и мы внесли это в спектакль. В общем, спектакль довольно часто дополняется – в том числе событиями политическими или около политическими, если они находят в обществе большой резонанс. Вообще, мы стараемся такие события не игнорировать. Это помимо прочего подогревает интерес к постановке со стороны зрителей, потому что для них это удивительно, что в театре можно говорить на такие темы.

 - Кстати, о ваших зрителях. У вас, кажется, устоявшаяся аудитория? Или все-таки это люди разных социальных слоев?

 - Во всяком случае мы себя не позиционируем как театр для определенной группы людей. Мы не театр только для молодежи или только для хипстеров, или еще для кого-то. Мы хотим видеть здесь всех. И видим. На наши спектакли ходят люди разного возраста. Но в любом случае мы хотим, чтобы об «АРТиШОКе» знало как можно больше людей. Знаете, мы работаем уже 14 лет, но о нас до сих пор знает не так много зрителей, как хотелось бы.

 - Несмотря на это, появляются команды артистов, которые пытаются делать нечто в том же духе, что и вы.

 - Да, тем не менее. Я, как менеджер, обращаю на это внимание, это интересно. За два года в Алматы заявили о себе как минимум пять театров. Это притом, что театр для Казахстана – едва ли не мертвое искусство! Тем не менее есть ребята, которые этим занимаются. Без площадки, без денег.

 - Вы с ними общались? Они говорили вам, зачем они это делают, раз это так непросто?

 - Мы изнутри знаем эту ситуацию. «ARTиШОК» был сам создан на голом энтузиазме. Но есть такая штука, как актерское нутро, профессия, ощущение жизни. Его не вытравишь никакими ограничениями.

 - Но на данный момент у вас положение лучше, чем у них. Свое помещение.

 - Поэтому мы им и помогаем. Проводим в наших стенах проекты, в которых участвуют коллеги, наша площадка всегда открыта. Дело в том, что энтузиазм на голом месте быстро угасает. А мы заинтересованы, чтобы молодые театры росли дальше.

 - В чем ваш интерес?

 - Невозможно только вариться в собственной кастрюле, тем более в пределах одного города. Невозможно жить в ощущении, что ничего не происходит. Происходит! Нам интересны новые лица, режиссеры, идеи, которые будоражат другие театры. Во многих наших постановках работают приглашенные актеры, и для будущих проектов всегда важно иметь кого-то на примете.

 - Помимо решения финансовых вопросов, какие еще стратегические цели стоят перед вами сейчас?

 - Наша главная задача – чтобы «АРТиШОК» стал местной достопримечательностью. Чтобы люди знали не только Шымбулак и Кок-Тюбе, но еще и наш театр. Это очень важно, не только для нас, но и для самого Алматы. Приезжая в любую культурную столицу мира, мы прежде всего идем в театр, в оперу, в музей. И это нормально. Почему это не может быть нормой и для нашего города?

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.