USD
524.66₸
+2.170
EUR
550.21₸
+2.330
RUB
5.09₸
+0.030
BRENT
73.71$
+0.140
BTC
103745.00$
-2242.000

Какие схемы используют мошенники для обмана пенсионеров

Эксперт назвал наиболее распространенные уловки

Share
Share
Share
Tweet
Share
Какие схемы используют мошенники для обмана пенсионеров - Kapital.kz

В последние годы активность мошенников значительно возросла. Используя современные технологии и все новые схемы, они нацеливаются на уязвимые категории населения, особенно пожилых людей. Их цель — кража денег или личной информации. Директор Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Александр Терентьев рассказал, почему жертвами мошенников часто становятся пожилые люди и как можно их защитить.

Почему пожилые люди особенно уязвимы?

Пенсионерами проще манипулировать, они чаще попадают в заблуждение. Люди старшего возраста не всегда хорошо разбираются в современных технологиях, не могут проверить информацию через интернет или мобильный банкинг. Многие из них непривычны к использованию банковских карт, что делает их особенно уязвимыми.

Мошенники используют эти слабости. Они ведут себя убедительно, внимательно слушают, разговаривают с уважением, подробно объясняют, показывая стремление помочь. Это вызывает безоговорочное доверие даже у финансово грамотных людей, не говоря уже о пожилых. Злоумышленники активно используют психологические, эмоциональные приёмы, методы социальной инженерии и IT-технологии для получения конфиденциальной информации.

Изоляция пожилых людей также играет на руку мошенникам. Одиночество делает их более доверчивыми и готовыми идти на контакт. Стоит упомянуть слова вроде «полиция», «банковский работник», «социальный сотрудник» или «бесплатно», как многие пенсионеры теряют бдительность.

Распространенные схемы мошенничества

1. Телефонные звонки от «родственников в беде»

Мошенники звонят, представляясь родственниками (например, внуком), якобы попавшими в беду. Они рассказывают о страшных ситуациях: аварии, травмах, участии в преступлении. Для «решения вопроса» требуется срочная сумма денег. Пожилые люди, волнуясь за своих близких, переводят деньги, но позже выясняют, что с родственником всё в порядке.

2. «Социальные работники» или «медицинские сотрудники»

Злоумышленники приходят домой к пенсионерам, выдавая себя за работников социальных служб. Они предлагают льготные услуги или медицинское оборудование, например «бесплатный» браслет для вызова скорой помощи. Однако требуется внести предоплату, после чего мошенники исчезают с деньгами.

3. «Лжебанкиры» и кибермошенники

Представляясь сотрудниками банка, мошенники сообщают, что с карты клиента якобы пытаются снять деньги. Чтобы «спасти» средства, пенсионера убеждают перевести их на «безопасный счёт». Злоумышленники также могут предложить установить приложения, через которые получают доступ к банковским данным.

4. «Фейковый» перевод

Жертве приходит СМС о зачислении денег, после чего мошенники звонят и просят вернуть их, утверждая, что перевод был ошибочным. Часто они давят на жалость, рассказывая о сложной ситуации. Поддавшись эмоциям, пожилые люди переводят свои деньги.

5. Лотереи и призы

Мошенники сообщают о «выигрыше» крупной суммы денег или автомобиля. Для получения приза необходимо оплатить налог или доставку. После перевода денег злоумышленники перестают выходить на связь.

Какие схемы используют мошенники для обмана пенсионеров  3551996 - Kapital.kz

Как защитить пожилых людей?

1.Обучение основам безопасности:

      •   Объясните, что нельзя передавать личные данные (паспорт, номер карты, PIN-коды) незнакомцам.

      •   Покажите, как распознавать мошеннические звонки и письма.

      •   Разъясните, как выглядят официальные документы и уведомления.

2. Настройка финансовой защиты:

      •   Установите лимиты на переводы и снятие средств.

      •   Подключите СМС-уведомления обо всех операциях.

      •   Помогите открыть отдельный счёт для накоплений.

3. Регулярное общение:

      •   Часто разговаривайте с пожилыми родственниками, чтобы они не чувствовали себя одинокими.

      •   Убедите их, что можно обратиться к вам для проверки информации.

4. Список безопасных контактов:

      •   Запишите номера родственников, врачей, банков и служб в телефон, отметив их специальными подписями.

5. Обучение цифровой грамотности:

      •   Покажите, как проверять подлинность сайтов и блокировать подозрительные номера.

      •   Установите надёжные пароли на их устройства.

6. Профилактика:

      •   Расскажите о популярных схемах мошенничества («родственник в беде», «выигрыш в лотерею», «проблемы с картой»).

      •   Подчеркните, что сотрудники банка никогда не просят передать коды или переводить деньги.

7. Технические меры защиты:

      •   Установите антивирусные программы и приложения для блокировки спама.

8. Контроль окружения:

      •   Убедитесь, что пожилой человек не находится под влиянием сомнительных людей.

9. Эмоциональная поддержка:

      •   Объясните, что в случае ошибки они всегда могут обратиться за помощью.

10. Личный пример:

   •   Демонстрируйте осторожность при подозрительных звонках и письмах. Обсуждайте такие ситуации с пожилыми родственниками.

Эти меры помогут снизить вероятность того, что ваши пожилые родственники или знакомые станут жертвами мошенничества. Берегите себя, своих близких и по возможности уделяйте своим родителям больше внимания!

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.