Группа компаний Air Astana сделала значительный шаг в развитии технического обслуживания воздушных судов, успешно завершив первую в Казахстане «тяжелую» форму технического обслуживания самолета — 12-летний C-check.
Проведение на базе технического центра Air Astana в столичном аэропорту сложного технического обслуживания самолетов такого типа стало возможным после того, как в мае прошлого года компания получила соответствующее разрешение EASA и Авиационной администрации Казахстана.
Первым «тяжелую» форму технического обслуживания прошел Airbus A321 с бортовым номером KDB, который находится во флоте группы компаний с 2012 года. Этот тип самолета является одним из ключевых в парке отечественного перевозчика, обеспечивая надежные и комфортные перелеты как внутри Казахстана, так и на международных маршрутах.
«Успешное завершение первого тяжелого технического обслуживания по форме 12-летнего C-check на Airbus A321 подтверждает высокий и растущий потенциал инженерных ресурсов и персонала компании, - говорит директор технического центра в Астане и отдела технического обслуживания C-Check Роберт Дандо, у которого стаж работы в области авиации более 30 лет. - Постоянное стремление к развитию собственного технического обслуживания позволит значительно сократить расходы, связанные с проведением тяжелой формы по техническому обслуживанию за пределами Казахстана».
Развитие собственного инженерно-технического потенциала дает Air Astana неоспоримые преимущества. Прежде всего, это уменьшение затрат на обслуживание самолетов за рубежом, а также расходов на пребывание сотрудников за границей, так как ранее 12-летний С-check проводился в технических центрах, имеющих сертификат EASA в странах Европы и Китае. Кроме того, компания получает возможность оперативно реагировать на необходимость проведения техобслуживания, не завися от международных сервисов. А наличие собственного склада позволяет экономить время при проведении процедуры и иметь определенный запас деталей.
С каждым годом Air Astana укрепляет свои позиции на рынке технического обслуживания воздушных судов. Наличие сертифицированных специалистов, способных выполнять самые сложные формы техобслуживания, а также постоянное развитие собственной технической базы делают компанию конкурентоспособной как на казахстанском рынке, так и на международной арене.
Техническое обслуживание самолетов делится на несколько уровней сложности, и C-check относится к одной из самых сложных и трудоемких процедур. Для проведения C-check необходимы высококвалифицированные специалисты, доступ к современным инструментам и технологиям диагностики. Сам С-check также внутри делится на разные формы – С1, С2, С6 и С12, чем выше форма, тем более сложным является техническое обслуживание.
В ходе 12-летнего технического обслуживания производится полная проверка всех компонентов и систем самолета, включая двигатели, топливные баки, фюзеляж и другие критически важные узлы – такая форма техобслуживания включает более 800 видов работ, что делает ее одной из наиболее детализированных и трудоемких процедур в авиации. 12-летний C-check может длиться до 50 дней в зависимости от сложности ремонта - при необходимости - и наличия запасных частей. При этом задействуется большое количество специалистов – механики и инженеры работают в смены ежедневно по 40 человек.
Двигатели самолета снимаются и проходят тщательный осмотр, их крепления и другие ключевые компоненты проверяются и ремонтируются по необходимости. Завершаются все работы комплексными испытаниями и тестовыми техническими полетами, которые подтверждают готовность самолета к дальнейшей эксплуатации.
Свое первое разрешение на проведение С-check в Алматы авиакомпания получила в 2019 году. Обслуживание проводилось порядка 10 дней, выполнялись 170 видов работ, в том числе и косметический ремонт салона. Спустя два года был получен сертификат на проведение аналогичного сервиса в Астане, тогда же было совершено обслуживание самолета Airbus A321 в собственном инженерно-техническом центре в столичном аэропорту. С 2019 года компания провела 32 С-check. В декабре 2023 года Air Astana повысила уровень, впервые в Казахстане проведя более «тяжелую» форму сервиса - 6-летний C-check, и меньше чем через год сделала важный шаг в развитии собственного технического оснащения, успешно проведя 12-летний C-check.
Теперь авиаперевозчик может проводить все уровни технического обслуживания на самолетах семейства Airbus А320. В планах компании — провести еще один 12-летний С-Check до конца текущего года.
Стоит отметить, что в мировой практике выполнение 12-летнего C-check является важным показателем технической зрелости авиакомпании. В мировых авиационных кругах сертификаты на обслуживание получают лишь наиболее квалифицированные технические центры. Крупнейшие авиакомпании мира выполняют C-check на своих собственных базах технического обслуживания, что позволяет им улучшать контроль за качеством работ.