Лицензии по 624 специальностям и 780 квалификациям отозвали у колледжей. Об этом сегодня в ходе заседания правительства, докладывая о новых подходах к подготовке специалистов по рабочим профессиям, сообщил министр просвещения Гани Бейсембаев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«В Послании народу Казахстана глава государства Касым-Жомарт Кемелевич особо подчеркнул роль реформирования профессионального образования в развитии экономики и объявил 2025 год «Годом рабочих профессий». Во исполнение поручения главы государства, с учетом мировых тенденций и внутренних вызовов, мы намерены провести трансформацию системы профессионального образования», - отметил он.
Для профилизации проведен анализ структуры экономики регионов. По его итогам совместно с госорганами определены четыре макрорегиона и их направления развития.
«Так, в южных регионах Казахстана, где сконцентрировано более трети рабочей силы страны, идет локализация простых производств и продолжится развитие инфраструктуры. В центральных и восточных областях планируется дальнейшая индустриализация для обеспечения межотраслевого и межрегионального перетока кадров. В северных регионах осуществляется интенсификация аграрного сектора, а в западных – создаются новые производства вокруг крупных компаний», - сообщил Гани Бейсембаев.
В центральных и восточных областях для обеспечения межрегионального перетока кадров планируется дальнейшая индустриализация.
«В северных регионах будет интенсивно развиваться аграрный сектор, на западе – вокруг крупных компаний создаются новые производства. С учетом данных направлений начата профилизация колледжей для того, чтобы сфокусировать регионы больше на подготовку кадров с техническим и профессиональным образованием. На сегодня перепрофилировано под структуры экономики регионов 195 колледжей, большая часть из которых локализованы в Кызылординской, Карагандинской областях и в Астане. Хотел бы заметить, что в прошедшем учебном году отозваны лицензии по 624 специальностям и 780 квалификациям. Работа в этом направлении продолжается», - подчеркнул он.
Второе направление — это формирование 100 технологических лидеров. В этих целях министерством разработан проект системы оценки организаций технического и профессионального образования. В основу системы оценки взяты рейтинговые оценки, применяемые в международной практике и странах ОЭСР.
При этом главными критериями будут являться внедрение международных отраслевых стандартов обучения и доля сертифицированных по ним студентов.
Оценка достижений проводится ежегодно и позволяет организациям технического и профессионального образования самостоятельно выстраивать индивидуальные траектории развития.
Система оценки позволяет оценить все параметры деятельности в организациях технического и профессионального образования.
«Применение данной системы оценки позволит распределить ТиПО на четыре лиги. При этом колледжи, отнесенные к первой и второй лиге, будут формировать первых 100 технологических лидеров. Они станут опорными ресурсными центрами для других колледжей. Уже сегодня колледжи страны внедряют такие стандарты, и их выпускники проходят сертификацию по соответствующим специальностям», - уточнил министр.
Например, в Атырау в колледже APEC PetroTechnic внедрен международный стандарт образования по нефтегазовой отрасли, в Талдыкорганском высшем политехническом колледже – по строительной отрасли. Сертифицированные выпускники этого колледжа пользуются большим спросом как у нас, так и за рубежом.
До конца года планируется провести аналогичную аккредитацию в пяти колледжах. К 2030 году 30 колледжей страны будут проходить международную отраслевую аккредитацию, что позволит подготовить специалистов по мировым стандартам. С другой стороны, это обеспечит преемственность образовательных программ ТиПО с вузами.
Третьим направлением станет повышение потенциала педагогов. В связи с этим:
• будет расширена международная стажировка педагогов в лучших колледжах стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития);
• продолжится использование так называемого «бокового входа» или вовлечение в деятельность ТиПО лучших специалистов отрасли через организацию краткосрочных курсов.
«Планируется внедрение стажировок педагогов на предприятиях и привлечение специалистов из промышленности. кроме того, сейчас ведется работа по развитию института наставничества», - резюмировал глава Минпросвещения.
Читайте также
Старые программы не позволяют студентам овладеть актуальными навыками «здесь и сейчас», считает Ирина Смирнова