Мажилис на пленарном заседании принял законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта». В этом документе, представленном министром транспорта и коммуникаций РК Аскаром Жумагалиевым, предусматривается реорганизация «Қазақстан темір жолы» (КТЖ). Об этом передает корреспондент делового портала Kapital.kz.
Как сообщил министр транспорта и коммуникаций Аскар Жумагалиев, в сфере железнодорожного транспорта предлагается создание новой целевой модели железнодорожной отрасли путем реорганизации «НК «КТЖ», создания оператора инфраструктуры и выделения перевозочной деятельности. Такой подход позволит создать условия для развития конкуренции на рынке грузоперевозок. К слову, для обеспечения безопасности депутаты инициировали введение лицензирования грузовых перевозок. Предложение одобрено межведомственной комиссией при правительстве.
В целом законопроект направлен на снижение административных барьеров, повышение конкурентоспособности транспортной отрасли, развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности в транспортной сфере, повышение эффективности государственного контроля, качества обслуживания и защиту прав потребителей. Также проект закона позволит гармонизировать законодательство с требованиями международных договоров.
Этот документ также затронет сферы автомобильного, водного транспорта, гражданской авиации и транспортного контроля. В частности, в сфере гражданской авиации предлагается внести около 40 поправок в законодательство. Планируется закрепить статус авиационных инспекторов, что позволит усилить надзор и контроль над безопасностью полетов, а также расширить компетенцию уполномоченного органа по гражданской авиации.
Также предлагается регламентировать деятельность аэровокзалов, закрепить на законодательном уровне обязательные условия для качественного и безопасного обслуживания пассажиров, в том числе пассажиров с ограниченными возможностями.
К основным мерам, предусмотренным законопроектом для повышения качества обслуживания на вокзалах и поездах, относится внедрение стандартов качества деятельности вокзалов и пассажирских перевозок, лицензирование грузоперевозок, а также обеспечение доступности услуг для инвалидов.
В рамках работы по искоренению безбилетного провоза пассажиров предлагается регламентация организации продажи билетов, усиление ответственности за содействие в перепродаже билетов.
В сфере водного транспорта в настоящее время существует необходимость наращивания мощности паромного парка, увеличения объемов перевозимых грузов, поскольку отечественные судоходные компании осуществляют только транспортировку нефти и весь объем сухих и паромных грузов перевозится иностранными компаниями.
При этом для повышения конкурентоспособности казахстанского флота в законопроекте предусмотрено внедрение института «Международный реестр судов», в рамках которого отечественным перевозчикам будут предоставляться налоговые и таможенные преференции.
В сфере автомобильного транспорта предусматривается норма, закрепляющая обязательное соблюдение требований национальных стандартов услуг автовокзалов, автостанций, автобусных перевозчиков и такси.
Отдельное внимание в своем докладе Аскар Жумагалиев уделил вопросам транспортного контроля, в частности, обеспечению сохранности дорог. Действующие посты транспортного контроля осуществляют проверку лишь 30% от грузотранспортного потока. В связи с чем, на законодательном уровне предлагается закрепить внедрение автоматизированной системы взвешивания автотранспорта в движении. Эта система исключит коррупционную составляющую из процесса, позволит сократить сроки доставки грузов и повлияет на снижение себестоимости перевозок, отметил министр.
В настоящее время в тестовом режиме работают 3 автоматизированные системы взвешивания: близ поселка Косшы на подъезде к Астане, рядом с поселком Мерке в Жамбылской области и городом Жанакорган в Кызылординской области. Сигнал с камер наблюдения систем и сведения о перегруженном автотранспорте поступает в Ситуационный центр Комитета транспортного контроля.
В законопроекте также предусмотрены нормы, связанные с введением автоматизированной системы распределения бланков разрешений на международные грузоперевозки. Это нововведение предусматривает подачу заявки на получение бланка через портал электронного правительства egov.kz и обращение в ЦОН для того, чтобы забрать бланк.
В феврале текущего года автоматизированная система по выдаче бланков разрешений на осуществление международных грузоперевозок была запущена в пилотную эксплуатацию в городах Астана и Алматы, Алматинской и Восточно-Казахстанской областях.