Teach for Qazaqstan, официальный партнер глобальной образовательной сети Teach for All, объявляет о наборе новых участников на проект. Стартовавшая в январе 2023 года программа из 3000 человек отобрала, обучила и отправила в Карагандинскую область 30 учителей. Подача заявок на второй поток проекта уже началась и продлится до 5 января 2024 года.
Миссия общественных организаций, реализуемая более чем в 60 странах мира – привлечение специалистов из различных сфер деятельности с их дальнейшим перепрофилированием в педагогов. Участники проекта официально трудоустраиваются в казахстанские региональные школы с полной финансовой, коучинговой и методической поддержкой на 2 года. Таким образом, общественный фонд Teach for Qazaqstan стремится к уменьшению неравенства в образовании и раскрытию потенциала детей без доступа к качественному образованию. Кандидатами в учителя могут быть специалисты из разных сфер, выпускники вузов непедагогических и педагогических специальностей. В отборе не могут участвовать действующие учителя или с опытом преподавания в школах. Особенность программы в педагогической переподготовке тех, кто никогда не работал в школе, при этом люди с опытом работы репетитором в образовательных центрах или преподаватели колледжей и вузов могут принимать участие в отборе.
Педагогическая переподготовка учителей в рамках Teach for Qazaqstan соответствует ГОСО (Государственный общеобязательный стандарт общего среднего образования) и Профессиональному стандарту “Педагог” согласно законодательству Республики Казахстан.
Какие привилегии предоставляет Teach for Qazaqstan? Финалисты программы заключают контракт со школой-партнером фонда, и в течение 2 лет они будут получать методическую и образовательную поддержку в онлайн и офлайн-форматах от TFQ. Участникам будет оказана материальная поддержка в виде ежемесячной стипендии в размере 300 000 тенге в дополнение к заработной плате. Помимо работы учителем участники будут заниматься общественной деятельностью, запустят культурные и образовательные проекты в регионе, Teach for Qazaqstan в таком случае выступит консультантом и поможет в привлечении партнеров и инвесторов. По окончании двухгодичного договора, выпускники программы TFQ автоматически станут членами глобального образовательного нетворкинга. (Согласно данным Teach for All, 70% выпускников проекта вне зависимости от своего бэкграунда остаются в образовательной системе и активно участвуют далее в искоренении образовательного неравенства).
Одними из первых некоммерческий проект Teach for Qazaqstan поддержал McKinsey&Company в Казахстане. Также официальным спонсором программы является Freedom Holding Corp. Teach for Qazaqstan сотрудничает с Министерством просвещения РК, Министерством высшего образования и науки РК.
В этом году Teach for Qazaqstan отправил 30 учителей в Карагандинскую область сразу после окончания курсов по педагогической переподготовке. Среди них выпускники ведущих вузов Казахстана, таких как Назарбаев Университет, Казахский Национальный Университет имени аль-Фараби, Университет имени Л.Н. Гумилева и др. Среди них профессионалы из сферы информационных технологий, государственные служащие, специалисты по техническим направлениям и представители других профессий. Участники представляют разные населенные пункты, среди них Астана, Актобе, Атырау, Актау, Алматы, Талдыкорган, Жетысу, Абай, Семей, Усть-Каменогорск, Павлодар, Петропавловск, Шымкент, Тараз, Кентау, Кызылорда, Жезказган, Костанай, Уральск, Туркестан, Кокшетау, Каратау, Кордай, Текели, Жетисай. Различная география участников отражает приверженность ценностям и идеям проекта, чтобы посвятить себя преподаванию в течение двух лет в другом регионе для раскрытия потенциала казахстанских детей.
Причины уязвимого контекста в Казахстане острее всего проявляются в регионах с недостаточно развитой инфраструктурой, оттоком кадров, малоукомплектованностью школ и прочими проблемами. Старт проекта в Карагандинской области имеет ряд аналогичных причин. По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК, доля урбанизации в среднем по Казахстану составляет 58,5%, а острее всего проявляется в Карагандинской области – 80%. Урбанизация является причиной большого оттока специалистов и того, что на развитие детей влияет постоянная внутренняя миграция, проявляющаяся отсутствием взрослого в жизни ребенка: уезжающих на заработки родителей, сменяющихся учителей и др. В Казахстане насчитывается 7637 школ – несмотря на то, что 8 школ из 10 являются сельскими, в городских школах учатся 56% всех учеников, что, в свою очередь, увеличивает образовательное неравенство из-за перераспределения финансирования и развития инфраструктуры.