USD
484.11₸
-3.260
EUR
528.79₸
-4.150
RUB
5.03₸
-0.060
BRENT
73.77$
-0.220
BTC
67350.60$
+998.500

В каких случаях больше шансов доказать ошибочность банковской транзакции

Эксперт Ассоциации финансистов Казахстана ответил на вопросы об интернет-мошенничестве

Share
Share
Share
Tweet
Share
В каких случаях больше шансов доказать ошибочность банковской транзакции- Kapital.kz

Можно ли оформить кредит на человека, зная только его ИИН и номер удостоверения? Могут ли злоумышленники получить доступ к данным устройства потенциальной жертвы, если человек просто перейдет по ссылке в интернете? В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz директор сектора финансовых технологий и инноваций Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) Константин Пак ответил на вопросы об интернет-мошенничестве. Эксперт также рассказал, как долго рассматривается заявление на возврат средств, если данные карты оказались у злоумышленников, и в каких случаях больше шансов доказать ошибочность такой транзакции.

- Поделитесь популярными в настоящее время схемами интернет-мошенничества.

- Основная схема мошенничеств – звонок от имени банка или органов внутренних дел, иногда Национального банка РК. Во время такого звонка клиента пугают, что его деньги на банковском счету под угрозой и для их защиты необходимо перевести средства на другой «защищенный» счёт. Сами сценарии разговоров могут различаться. Угроза может быть не только деньгам на банковском счету, но и недвижимости или другому имуществу, но суть одна и та же – напугать и принудить человека в состоянии стресса к нерациональному поведению.

- Можно ли оформить кредит на человека, зная только его ИИН и номер удостоверения?

- Нет, это невозможно без прямого мошенничества со стороны сотрудников кредитной организации.

- Может ли злоумышленник получить доступ к устройству потенциальной жертвы, если человек просто перейдет по ссылке в интернете? В случае если человек скачает приложения AnyDesk или TeamViewer все понятно, а вот насчет вирусов по ссылке – не совсем.

- Да, иногда появляются уязвимости, позволяющие с помощью вируса запустить произвольный программный код на устройстве. Этот код позволяет, в том числе, обеспечить либо доступ к закрытой информации, такой как СМС с кодами, либо прямой доступ по аналогии с TeamViewer.

- Как долго рассматривается заявление на возврат средств или возврат последней операции, если данные карты оказались у злоумышленников (на некоторых иностранных сайтах для оплаты достаточно ввести информацию с лицевой части карты) или заявление на ошибочность транзакции и возврат средств, если терминал не работал и прошло двойное списание средств?

- В зависимости от обстоятельств происшествия такие дела решаются за период от нескольких часов до 60 дней.

- Как можно доказать ошибочность такой транзакции? Как часто решение принимают в пользу пострадавшего и возвращают средства?

- Система разрешения диспутов (споров – Ред.) внутри платёжных систем устроена довольно сложно. В целом чаще выигрывают клиенты банков, обладающие наиболее защищенными методами платежной системы – сочетание чиповых карт с 3D-Secure и т.п. Таким образом, если ваш банк поддерживает технологию 3D-Secure, а на сайте магазина её не было – вы получаете больше шансов на выигрыш в споре.

- Какие новые инструменты появились в банковском сегменте для защиты платежной системы?

- Технологически платежи хорошо защищены уже несколько лет. Основные атаки направлены не на взлом технической защиты, а на недостаточную грамотность или рациональность клиента. Таким образом, основная масса случаев – когда клиент добровольно помогает мошенникам обойти технические средства защиты. Бывают случаи, когда клиенты на прямой вопрос сотрудников в отделении банка «Не действуете ли вы под воздействием посторонних лиц?» отвечают «Нет» и переводят деньги мошенникам. Сценарии мошенников нацелены на психологическое воздействие, а не на взлом технической защиты платежной системы.

- Несколько полезных советов с учетом новых мошеннических схем.

- Универсальный и наиболее действенный совет: не доверяйте незнакомым вам людям, которые связываются с вами по телефону или мессенджеру, настаивайте на личной встрече. В случае странных звонков – перезвоните по официальным номерам банка, опубликованным на его сайте, и уточните информацию.

- Кто чаще всего попадает в сети финансовых пирамид?

- Разброс пострадавших достаточно широкий – от людей со средним образованием до топ-менеджеров организаций.

- Почему эта схема всегда работает? Почему люди наступают на одни и те же грабли?

- Мошенническим схемам много веков. Меняется технологический уровень, но суть одна и та же. Проблемы возникают, когда люди излишне доверчивы, внушаемы, не обладают критическим мышлением, финансовой и технической грамотностью.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.