Счетный комитет провел очередное заседание, на котором были рассмотрены итоги аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на подготовку медицинских кадров, прикладные научные исследования в области здравоохранения и активов организаций медицинского образования, подведомственных министерству здравоохранения, а также активов РГП на ПХВ «Национальный центр экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий», с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу СК.
«Система управления кадровыми ресурсами в области здравоохранения имеет ряд проблем и недостатков. В программных документах министерства здравоохранения не уделяется должное внимание вопросам кадрового обеспечения системы здравоохранения, отсутствует должная увязка бюджетного финансирования с показателями результатов. Министерством здравоохранения не реализованы возложенные законодательством функции по созданию Национальной системы учета кадровых ресурсов, направленной на персонифицированный учет и непрерывное профессиональное развитие работников здравоохранения», - указывается в сообщении СК.
В комитете пояснили, что за последние 5 лет общий дефицит медицинских кадров увеличился в 2 раза и достиг 23,1 тысяч единиц. При этом покрытие дефицита осуществляется путем совмещения должностей медицинскими специалистами, коэффициент которого варьируется от 1,4 до 2 единиц на одну должность, что приводит к высокой нагрузке на работников системы здравоохранения и оказывает негативное влияние на качество оказываемой медицинской помощи.
С 2020 по 2021 годы количество жалоб на медицинских работников и организации здравоохранения увеличилось более чем в 2 раза.
«Отсутствие разработанных министерством здравоохранения профессиональных стандартов приводит к возможности получения разрешительных документов, дающих право на занятие клинической деятельностью без должной оценки уровня знаний и профессиональной подготовленности специалистов. Высшими учебными заведениями не на должном уровне реализуется расширение программ академической мобильности с акцентом на интернатуру и резидентуру, внедрение технологий межпрофессионального и мультидисциплинарного подходов в подготовке кадров, ранней клинической профилизации», - отметили в СК.
Несмотря на требования законодательства, средства республиканского бюджета для размещения государственного заказа направляются учебным организациям, не имеющим аккредитованные клинические базы.
«Переход учебных заведений с формата акционерных обществ в формат некоммерческих акционерных обществ (НАО) без должной проработки нормативной базы корпоративного управления не дал должного эффекта»,- указывается в сообщении.
В Счетном комитете отметили, что НЦЭЛС затрачены средства в сумме 726,3 млн тенге на приобретение недоработанного и неработоспособного программного обеспечения, которое не используется в производственной деятельности и предусмотрено к списанию. Имеют место и факты утверждения НЦЭЛС размеров предельных цен на лекарственные средства – аналоги (генерики), превышающих цены оригинальных лекарственных средств.
«Всего по результатам государственного аудита Счетным комитетом установлены финансовые нарушения в сумме 5 825,6 млн тенге (из них нарушения при ведении бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности – 5 058,0 млн тенге), неэффективное планирование и неэффективное использование бюджетных средств – 7 541,8 млн тенге, возможные потери и упущенные выгоды – 61,2 млн тенге, а также 151 процедурное нарушение», - сообщили в комитете.
В заседании Счетного комитета приняли участие представители министерств здравоохранения, образования и науки, национальной экономики, медицинских университетов им. С.Д.Асфендиярова, Астана, Караганды и Семей, Национального центра экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий (НЦЭЛС).
Читайте также
За 2021 год комитет обеспечил 681 млрд тенге дополнительных поступлений в бюджет, отметили в пресс-службе