USD
489.36₸
+1.250
EUR
533.45₸
+3.360
RUB
4.99₸
-0.020
BRENT
75.20$
+0.070
BTC
68049.80$

Эффективность новых нацпроектов повысит устранение противоречий в законах

Экономист Магбат Спанов указывает на риски, которые могут помешать достигнуть заявленных целей

Share
Share
Share
Tweet
Share
Эффективность новых нацпроектов повысит устранение противоречий в законах - Kapital.kz

Устойчивое развитие экономики и ее диверсификация, повышение реальных доходов и качества жизни казахстанцев, которые заявлены как главные цели нового нацпроекта, рискуют остаться декларацией. Такое мнение в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz высказал Магбат Спанов, экcперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП).

- Магбат Уарысбекович, как вы думаете, в условиях противостояния Запада и России, глобальной экономической неопределенности сможет правительство воплотить в жизнь нацпроекты и достичь их главных целей?

- Цели новых нацпроектов не назовешь новыми, они уже давно сформулированы еще в прошлых госпрограммах развития экономики. К ним вопросов лично у меня нет. Написано хорошо, и бюджеты впечатляют. Но если часто говорить слово халва, слаще не станет. Думаю, не только у меня, но и у коллег-экономистов, которые давно следят за экономической политикой государства и реформами, есть много вопросов к эффективности реализации очередных планов.

- У вас сомнения в компетенции правительства Смаилова?

- Дело не в персоналиях, хотя, по моему мнению, нынешнему кабмину, да и его предшественникам, в целом не хватает практического опыта воплощения таких крупных реформ и проектов. Они строили карьеру в коридорах и кабинетах на госслужбе, и у большинства нет опыта работы в частном секторе, в реальной экономике. Поэтому у министров есть понимание, что делать, но они не знают как? В работе зашкаливает популизм, потому что для правительства важно снять социальное напряжение, дать обещания, которые положительно воспримет население. Но это не единственная причина, которая мешает эффективной реализации нацпроектов и госпрограмм, достижению прописанных в них целей.

- А что еще, по вашему мнению?

- У нас много противоречий, взаимоисключающих правил в законах, даже в Конституции. Вот один пример. В Конституции прописано, что Казахстан строит государство с рыночной экономикой и одновременно социальное государство. Вот другое противоречие. Когда Национальный банк и правительство объявляют главной целью – борьбу с инфляцией и поддержание ценовой стабильности, то это создает препятствие для развития бизнеса. Да, у нас из-за внешних шоков годовая инфляция показала резкий рост в начале года и оказалась двузначной, более 13% в апреле. Власти в этой ситуации должны взять под контроль рост цен, но не в ущерб экономическому росту. У государства есть инструменты поддержки социально уязвимых слоев населения. Адресная материальная помощь, например. Нужно их использовать, но не сдерживать искусственно цены на товары и услуги. Для любого предпринимателя во главу угла ставится прибыль. В убыток никто продавать товары или услуги не будет. Если инфляция двузначная, то рост цен продолжится, но будет и экономический рост за счет поступлений от налогов, выплаты зарплаты работникам.

- Магбат Уарысбекович, в январе-феврале внешнеторговый товарооборот вырос более чем на  половину и превысил 18 млрд долларов. При этом экспорт - более чем 12 млрд, а импорт товаров - 6 млрд долларов. Таким образом, положительный торговый баланс сложился на уровне 6 млрд долларов. Насколько такая положительная статистика поддержит государственные финансы в нынешней непростой экономической ситуации?

- Да, торговый баланс в хорошем плюсе сложился. Но в основном за счет высоких цен на сырье - нефть, газ. Здесь важно считать, как распределяется прибыль между иностранными компаниями и бюджетом. Платежный баланс по итогам прошлого года немного улучшился, но остается отрицательным. Из Казахстана уходит больше валюты, чем прихоит валютной выручки. То есть доходы иностранных инвесторов, которые вывозят свою прибыль, все еще больше доходов бюджета. Такие условия прописаны в контрактах на недропользование. Таким образом, правительство не может покрыть дефицит бюджета и по привычке берет недостающие средства на повышение зарплат бюджетникам, социальные выплаты и поддержание стабильности цен в Нацфонде. В этом случае опять идет потребление средств, другими словами, проедание, но не инвестиции в экономический рост.

- А такие большие нацпроекты тоже финансируются из Нацфонда? Это же как раз инвестиции в диверсификацию, создание новых предприятий, рабочих мест, то есть в экономический рост? Конечно, при условии эфективного использования средств.

- Ритм развития экономики задан большими госпрограммами, которые были с разной долей успеха реализованы раньше. Я думаю, сейчас нужны небольшие программы, которые дадут точечный, но реальный эффект, а именно создание новых рабочих мест и как результат - рост доходов населения. Но мы опять сталкиваемся с противоречием. Одновременно с нацпроектами правительство говорит о переходе к цифровой экономике, увеличении за счет этого производительности труда, сокращении издержек, но это значит, что нужно будет сократить фонд заработной платы и рабочие места. Здесь снова противоречие. Реализовывать противорчеащие и взаимоисключающие цели невозможно. Поэтому пока мы четко не сформулируем главные цели и не устраним такие взаимоисключающие вещи, не приходится говорить о реальной модернизации и реформах экономики.

- Как вы думаете, в каких сферах мог бы преуспеть Казахстан?

- С учетом антироссийских санкций и изоляции, в которой оказалась Россия, Казахстан может улучшить транзитную позицию. Европа старается по-новому «наполнить» Транскаспийский международный транспортный коридор из Китая через Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и страны Европы. Маршрут Западный Китай-Востоная Европа хоть и пролегает частично через Россию, но тоже нужно найти возможности его использования. Здесь в последние 10 лет были значительные инвестиции в транспортную инфраструктуру, новые порты появились – Баутино и Курык, мощность Актау увеличена. В чем большой плюс этих возможностей – основыне крупные инвестиции уже были сделаны. Сейчас, конечно, потребуются дополнительные расходы в развитии логистики, для строительства новых транспортно-логистических центров, но это не самые большие деньги, и они у государства и у частных инвесторов есть.

- Спасибо за интервью!

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.