USD
495.95₸
EUR
524.37₸
RUB
4.98₸
BRENT
71.05$
BTC
91022.80$
+509.100

Акционеры КТК засуетились

Последние новости о том, что для расширения Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) будут привлечены заемные средства, еще...

Share
Share
Share
Tweet
Share
Акционеры КТК засуетились- Kapital.kz

Последние новости о том, что для расширения Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) будут привлечены заемные средства, еще больше обострили противостояние между КТК и нефтепроводной системой «Баку – Тбилиси – Джейхан» (БТД) за казахстанскую нефть. Принятие решения о займе появилось после заявления министра промышленности и энергетики Азербайджана Натига Алиева, который рассказал о том, что Казахстан заинтересован в транспортировке нефти по БТД. Интересен и тот факт, что акционеры КТК приняли решение занять $500 млн, тогда как месяц назад информагентство «Интерфакс-АНИ» сообщало о том, что общий объем неосвоенных средств в связи с задержкой в работах по расширению КТК приближается к $1 млрд.

Акционеры КТК приняли решение о привлечении займа на сумму до $500 млн для финансирования работ по проекту расширения нефтепроводной системы, говорится в сообщении агентства нефтяной информации «Интерфакс-АНИ».

Привлечение заемных средств было запланировано в 2010 году в рамках бюджета проекта расширения трубопровода. Акционерами КТК ЗАО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» и АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-К» был утвержден бюджет эксплуатационных расходов обоих обществ на 2013 год, а также рассмотрен бизнес-план, включающий финансовые прогнозы, операционные планы и стратегические направления прогнозируемых затрат компании на следующие пять лет.

В ходе собраний акционеров были рассмотрены вопросы текущей финансово-хозяйственной деятельности компании и заслушан отчет о ходе работ по проекту расширения. Кроме того, был отмечен прогресс в реконструкции действующих и строительстве новых объектов на территории России, с опережением графика на некоторых участках. «Внесенные ранее в управление проектом коррективы придали определенную положительную динамику в его реализации на казахстанском участке», – отмечается в сообщении.

Однако ранее деловой еженедельник «Капитал.kz» уже публиковал информацию о том, что отставание в рамках работ по увеличению мощности КТК достигает 13 месяцев. При этом на российской территории отставание от уже ранее скорректированного графика составляет 30%, на казахстанской – 80%. А общий объем неосвоенных средств в связи с задержкой в работах приближается к $1 млрд.

После того как информация об отставании от графика работ по увеличению мощности КТК появилась в прессе, министр промышленности и энергетики Азербайджана Натиг Алиев заявил о том, что Казахстан заинтересован в транспортировке нефти в рамках второй фазы разработки месторождения «Кашаган» посредством БТД.

Трубопроводы КТК и БТД составляют друг другу конкуренцию, так как идут в одном направлении. Казахстан, обладая огромными запасами нефти, по словам Александра Ершова, эксперта «Рейтер», к 2020 году планирует довести экспорт до 110,5 млн тонн с 72,8 тонн в 2012 году за счет трех главных проектов – Тенгизского, Карачаганакского и Кашаганского. Эксперт предполагает, что политика диверсификации экспорта ресурсов сохранится. «Для Казахстана основные экспортные направления – северо-запад (транзит через Россию), юг (Средиземноморье) и восток (Китай). В этом распределении поставки по КТК и БТД занимают единую нишу – юг, что может заставить их конкурировать за казахстанские ресурсы», – рассказал г-н Ершов.

Помимо острой конкуренции существует и другая возможность развития событий. Например, Анна Бодрова, аналитик международного финансового холдинга FIBO Group, не отрицает вероятности того, что Казахстан будет поставлять нефть по этим двум направлениям одновременно. В таком случае встает вопрос о достаточности объемов добываемого в Казахстане сырья для экспорта по этим двум направлениям одновременно. Г-жа Бодрова уверена в том, что пока объемов добычи для реализации этой идеи должно хватить, тем более что спрос не демонстрирует резкой тенденции к увеличению.

Однако, по мнению аналитика FIBO Group, в дальнейшем Астане все равно придется определиться. «До определенного времени поставки будут вестись и через КТК, и через БТД, а затем Казахстан, имея на руках реальные цифры по экспорту, сможет выбрать для себя приоритетный способ нефтяной транспортировки», – прогнозирует она.

Выбор в пользу КТК, по оценке г-на Ершова, имеет для нашей республики ряд преимуществ. Одним из таких преимуществ эксперт «Рейтер» называет то, что КТК в перспективе может стать самым мощным трубопроводом. Так, после модернизации мощность КТК будет равна 67 млн тонн в год, а БТД – 50 млн тонн в год. К тому же большим плюсом является то, что КТК – это действующий рентабельный и надежный маршрут, основная часть которого проходит по территории Казахстана и заполняется казахстанской нефтью. Наиболее весомым аргументом в этом вопросе остается то, что Казахстан является одним из акционеров КТК.

Выбор в пользу БТД, по мнению экспертов, маловероятен. «БТД является «запасным» вариантом, по которому транспортируется нефть, которая не может быть прокачана по КТК», – объясняет Тимофей Шолтес, инвестиционный эксперт, президент ОАО «РБС». Рост добычи на Тенгизе привел к тому, что трубопроводы КТК оказались не в состоянии прокачивать добываемую нефть. Но теперь, когда акционеры КТК приняли решение о займе в $500 млн для финансирования работ по проекту расширения нефтепроводной системы, Казахстан сможет отказаться от «запасного варианта».

Со своей стороны г-н Ершов подчеркнул, что выбор экспорта нефти зависит не только от желания Правительства Казахстана, но и от интересов владельцев ресурсов, а также от наличия у них транспортных возможностей, то есть доли владения трубопроводами, поэтому экспорт кашаганской нефти возможен и по КТК, и по БТД. «Экспорту нефти из Казахстана пока отдается предпочтение КТК по сравнению с БТД, акционером которого Казахстан не является, однако это не исключает использование БТД другими акционерами новых месторождений», – говорит Александр Ершов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.