В сентябре большинство рынков продемонстрировало падение: снижались цены на акции, облигации и золото. В то же время нефтяные котировки бьют рекорды, впервые за последние 3 года превысив 80 долл. США за баррель. Почему тенге не так сильно среагировал на позитивы сырьевого рынка и какие основные факторы повлияли на обменный курс нацвалюты и состояние резервов страны, прокомментировала заместитель Председателя НБ РК Алия Молдабекова.
– Как складывались условия на внешнем рынке в сентябре?
– В сентябре число новых случаев Covid-19 в мире пошло на спад. По состоянию на 5 октября глобальный недельный показатель заболеваемости снизился до 3,1 млн с уровня 4,4 млн в конце августа. Относительное улучшение эпидемиологической ситуации в мире повлияло на стабилизацию индикаторов экономической активности: Global PMI впервые за последние 3 месяца показал небольшое увеличение до 53 пунктов (с 52,5 в августе). В целом из-за относительного, хотя, возможно, и временного, снижения напряжения ситуации с Covid-19 опасения по поводу влияния пандемии на экономику и мировые рынки отошли на второй план.
Преимущественное влияние на мировые финансовые рынки в сентябре оказывало изменение риторики центральных банков развитых стран в сторону ужесточения денежно-кредитных условий. Федрезерв подал сигналы о готовности начать сворачивание программы скупки активов уже до конца текущего года, учитывая рост инфляции и достигнутый прогресс на рынке труда. Кроме того, инвесторы обратили внимание на коррекцию прогнозов членов комитета ФРС в сторону более скорого повышения ставки: половина членов комитета прогнозируют увеличение ставки уже в 2022 году. ЕЦБ допустил возможность сокращения темпов покупки активов с 80 млрд до 60-70 млрд евро.
Ожидаемое ужесточение монетарной политики США стало основной причиной глобального укрепления курса доллара США, роста доходностей казначейских облигаций и снижения риск-аппетита инвесторов. Ближе к концу сентября негатив на мировых рынках усилился по причине потенциальных системных рисков из-за финансовых проблем крупной китайской строительной компании Evergrande Group и разногласий в Конгрессе США по поводу повышения лимита госдолга США.
В целом все эти факторы привели к оттоку капитала с финансовых рынков, накоплению средств на текущих счетах и, как следствие, значительной коррекции цен на акции, облигации и золото.
В результате по итогам месяца индекс валют развивающихся стран против доллара США ослаб на 2,9%: турецкая лира ослабла на 6,9%, бразильский реал – на 5,7%, южноафриканский ранд – на 3,8%, мексиканское песо – на 2,8%.
Основные фондовые индексы США впервые за последние 3 месяца продемонстрировали снижение по итогам месяца: S&P упал на 4,8%, глобальные индексы акций развитых и развивающихся стран снизились на 4,3% и 4,2% соответственно.
– Как характеризовалась ситуация на нефтяном рынке в сентябре?
– Ситуация на рынке нефти была противоположной, наблюдалась позитивная динамика. Цена на нефть марки Brent впервые с октября 2018 года достигала отметки 80 долл. США за баррель. По итогам месяца нефтяные котировки выросли на существенные 7,6%, до 78,52 долл. США за баррель. Столь стремительный рост цены на нефть по итогам месяца обусловлен рядом причин. Еженедельные данные по запасам сырой нефти в США демонстрируют тренд снижения до 3-летнего минимума на фоне более быстрого восстановления спроса на топливо. Дефицит природного газа в Европе и Азии также поддержал спрос на нефть дополнительно на 0,5 млн баррелей в сутки в результате перехода энергетических компаний с природного газа на нефтепродукты в преддверии отопительного сезона. Дополнительную поддержку рынку оказывало медленное восстановление добычи в Мексиканском заливе после урагана «Ида»: в регионе все еще полностью не восстановлены добывающие мощности.
С начала октября повышенная волатильность цен на нефть сохранилась: после решения ОПЕК+ продолжить умеренное и постепенное увеличение добычи нефти, согласно достигнутым договоренностям (+0,4 млн барр./день), цена на нефть росла. Затем произошло резкое снижение на фоне неожиданного роста запасов нефти в США и снижения цен на газ после обещаний РФ увеличить поставки в Европу. В ходе торгов 11 октября котировки впервые за последние 7 лет достигли уровня свыше 84 долл. США за баррель, поддерживаемые продолжающимся ростом спроса на энергоносители.
– Почему курс тенге не отреагировал на сильный позитив сырьевого рынка?
– Цена на нефть, которая является одним из фундаментальных факторов для нацвалюты, безусловно, оказывала поддержку тенге. Однако продолжающийся внутренний спрос на иностранную валюту и сильный негативный сентимент на глобальных финансовых рынках стали преобладающими факторами в динамике тенге.
Во-первых, рост доходностей ГЦБ США и глобальное укрепление доллара США оказывали давление на валюты развивающихся стран. Несмотря на существенный рост цен на нефть, большинство валют сырьевых экономик как развитых, так и развивающихся стран оказалось в негативной зоне: канадский доллар ослаб на 0,5%, норвежская крона – на 0,6% за месяц, индонезийская рупия – на 0,3%.
Во-вторых, существенное давление на курс тенге продолжает оказывать внутренний спрос на иностранную валюту. Восстановление экономической активности и рост импорта ограничивают укрепление тенге. Как результат за 9 месяцев 2021 года покупки БВУ на бирже увеличились на 19% год к году и достигли в среднем 2,6 млрд долл. США в месяц. Дополнительным фактором увеличения импорта и роста спроса на иностранную валюту является продолжающийся эффект фискального стимула и использования пенсионных накоплений.
В-третьих, в отдельные периоды в сентябре курс тенге в абсолютном выражении «пробивал» отметку 424 тенге за 1 доллар, что было воспринято населением как комфортный уровень для покупки инвалюты в обменных пунктах и конвертации по счетам. Банки, имея необходимость перекрывать возникшую короткую позицию, транслировали повышенный спрос на валютный рынок.
В результате по итогам сентября курс тенге незначительно ослаб на 0,1%, до 425,75 тенге за долл. США. Поэтому в глобальном контексте динамика курса тенге соответствует общим тенденциям.
С другой стороны, поддержку тенге в течение месяца оказывали операции по конвертации средств Национального фонда в размере 913 млн долл. США для осуществления трансфертов в бюджет и продажи субъектами квазигосударственного сектора, которые составили 206 млн долл. США. Необходимости в проведении валютных интервенций в течение месяца не было.
По состоянию на 11 октября на фоне роста цен на нефть и повышения котировок до 84 долл. США за баррель наблюдается укрепление курса тенге на 0,3% с начала месяца, до 424,55 тенге за доллар.
– Как изменились золотовалютные резервы за сентябрь?
– По предварительным данным, золотовалютные резервы на конец сентября составили 35,6 млрд долл. США, снизившись за месяц на 1,2 млрд долл. США.
Снижение резервов произошло в основном за счет снижения стоимости портфеля золота на 800 млн долл. США на фоне падения цены на драгметалл на 4,6%, с 1814 до 1731 долл. США, за унцию в результате роста доходностей казначейских облигаций и укрепления доллара США.
Активы в свободно конвертируемой валюте снизились на 446 млн долл. США преимущественно за счет снижения остатков на корреспондентских счетах БВУ, а также выплаты государственного долга РК, которая в сентябре составила 95 млн долл. США.
– Как изменился объем валютных активов Национального фонда в сентябре и какие факторы на это повлияли?
– По оперативным данным на конец сентября, валютные активы Национального фонда составили 55 млрд долл. США, снизившись за месяц на 1,9 млрд долл. США.
За прошедший месяц было выделено в виде гарантированного и целевого трансфертов в республиканский бюджет 392 млрд тенге. В целях исполнения заявок по трансфертам было продано валютных активов на 913 млн долл. США. При этом поступления в фонд за сентябрь в иностранной валюте составили 259 млн долл. США.
Как я уже отмечала, в прошедшем месяце мы стали свидетелями значительной коррекции на финансовых рынках. На фоне оттока капитала в инструменты денежного рынка наблюдалось одновременное снижение стоимости как рисковых, так и защитных активов: упали котировки акций, корпоративных облигаций, золота. Незначительно, но снизились цены и на облигации развитых стран. В результате инвестиционный доход за сентябрь сложился отрицательным на уровне минус 1,2 млрд долл. США, или (-)2,11%, за счет падения рынка акций на 4,1%, облигаций – на 1,3% и золота – на 4,6%.
Важно отметить, что одновременное снижение цен по всем классам активов носит краткосрочный характер, и в долгосрочной перспективе стратегическая аллокация активов Нацфонда балансирует риски. Уже с начала октября рынок акций частично восстановился, индекс S&P 500 вырос на 2,14%, индекс акций развитых стран MSCI World – на 1,33%. Укрепление доллара США приостановилось, что оказывает поддержку цене на золото, которая выросла на 1,67% с начала месяца. По состоянию на 11 октября инвестиционный доход Нацфонда с начала месяца составил 250 млн долл. США.
– Каковы перспективы развития ситуации на внешних рынках в заключительном квартале этого года? Как это может отразиться на тенге?
– Мировые финансовые рынки остаются подвержены рискам, связанным с пандемией и ужесточением денежно-кредитных политик центральных банков развитых стран. Это напрямую продолжает оказывать давление на валюты развивающихся рынков в целом и на тенге в частности.
Несмотря на прогресс по ситуации с Covid-19, существуют опасения по поводу нового роста заболеваемости с наступлением холодов и сезона вирусов в ближайшие месяцы. При этом продолжение процесса вакцинации должно несколько сдержать новую волну. По расчетам Goldman Sachs, около 70% населения США, Великобритании и еврозоны получили защиту от серьезных, требующих госпитализации случаев.
Сворачивание программ количественного смягчения является первым признаком ужесточения денежно-кредитных политик ведущих центральных банков мира, что также может спровоцировать новый переток капитала из развивающихся в развитые страны.
Однако, с другой стороны, с учетом прогнозов холодной зимы и на фоне растущего спроса на энергоносители ожидается дальнейший рост цен на нефть. Аналитики инвестиционных банков считают, что ралли нефти будет продолжаться в ближайшие пару месяцев и ожидают цену не ниже 80 долл. США за баррель до конца года. Восполнение дефицита газа и увеличение добычи со стороны ОПЕК+ могут стать факторами волатильности на рынке нефти.
Внутренние факторы, такие как восстановление экономической активности, рост импорта и продолжающийся фискальный импульс, продолжат оказывать давление на тенге. Несмотря на повышение цен на нефть, рост предложения иностранной валюты ощутимо медленнее, чем быстрые темпы роста спроса на нее.
Дополнительным источником предложения иностранной валюты является приток нерезидентов на рынок долговых ценных бумаг, номинированных в тенге. Национальный Банк совместно с Министерством финансов продолжает работу по глобализации рынка государственных ценных бумаг РК. Уровень вложений нерезидентов в ГЦБ РК, несмотря на существенные оттоки из рынков развивающихся рынков в сентябре, остался по итогам месяца на стабильном уровне – 789 млрд тенге, снизившись за месяц всего на 5 млрд.
Также повышается узнаваемость долгового рынка Казахстана для иностранных инвесторов. FTSE Russell по итогам ежегодной cтрановой оценки рынка облигаций объявила о включении рынка ГЦБ РК в индекс FTSE пограничных рынков (FTSE Frontier Emerging Markets Government Bond Index). Облигации РК войдут в индекс с апреля 2022 года. Включение рынка ГЦБ РК в FTSE Frontier EMGBI свидетельствует о растущем интересе и внимании международных инвесторов. Следующим шагом для развития рынка должно стать соответствие требованиям индекса облигаций развивающихся стран, который служит эталоном для более широкого круга инвесторов и международных фондов.