Как и зачем банкам мигрировать в облако

Пандемия COVID-19 стала временем «большой перезагрузки»

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как и зачем банкам мигрировать в облако- Kapital.kz

Использование облачных сервисов в цифровизации банков – не новость. Осенью этого года Accenture провела глобальное исследование, которое показало, что так или иначе cloud-технологии уже успели внедрить до 95% банков Европы и США. Но при этом в большинстве случаев такие внедрения ограничиваются переводом в облако отдельных банковских сервисов. В результате, так и не сумев раскрыть потенциал облачных систем, банки предпочитают ссылаться на скептически настроенных экспертов.

Облачная миграция и коронакризис

Несмотря на громкие заявления, миграция банков в облако остается очень постепенной и крайне осторожной. По нашим данным, у многих международных банков в облачной инфраструктуре выполняется до 58% рабочих процессов, но их работу обеспечивают не публичные, а собственные, принадлежащие этим же банкам, дата-центры.

Мировой опыт Accenture показывает, что перевод банковских приложений в облако позволяет на 10-20% сократить текущие операционные расходы и на 30-50% увеличить скорость вывода на рынок новых услуг и сервисов. При этом оптимизируется и использование вычислительных мощностей: ресурсы для новых приложений в облаке выделяются на 40-50% быстрее, чем в собственной инфраструктуре финансовой компании. При этом, помимо хорошо измеряемых преимуществ, банки получают и другие: оптимизацию затрат, устойчивость к внешним влияниям, улучшение качества обслуживания клиентов и соответствие сервисов нормативным требованиям регуляторов.

Именно эти качества банковских систем стали особенно востребованными во время эпидемии COVID-19. Они обеспечивают банкам гибкость, которая в непростых условиях пандемии позволяет оперативно предлагать клиентам новые продукты и сервисы и даже вносить важные изменения в их операционные модели.

Как обстоят дела с миграцией банков в облако

Пандемия COVID-19 стала временем «большой перезагрузки» — переосмысления моделей развития бизнеса, которые господствовали до сих пор. Коронакризис стал своего рода «машиной времени»: он на несколько лет вперед перенес топ-менеджмент банковских структур, заставив его обратить пристальное внимание на cloud-технологии. Способность облаков обеспечить миллионы часов видеоконференций и организовать работу виртуальных колл-центров делает их главной целью технологического развития банковских платформ.

В качестве примера можно привести опыт 20 крупных банков-клиентов Accenture. 60% из них применяют мультиоблачную стратегию развития, которая подразумевает использование услуг нескольких облачных провайдеров. До недавнего времени основными поставщиками облаков для банков были два мировых гиганта – Amazon Web Services и Microsoft Azure. В последнее время к ним присоединился и третий – Google Cloud Platform, на пятки которому наступает китайский Alibaba.

При этом основная нагрузка банковских систем приходится пока не на публичные, а на частные облака. Возможно, с этим связано и некоторое разочарование банков: только 35% представителей индустрии говорят о том, что их банки достигли благодаря облакам тех преимуществ, которые ожидались до начала миграции. И это – с учетом того, что в банковской сфере «глубина проникновения» облачных сервисов в среднем выше, чем в других отраслях.

Пять этапов миграции

Основная причина разочарований — в не всегда адекватном понимании процесса миграции в облако. Условно его можно разделить на пять этапов.

Миграция банковских приложений в облако и их масштабирование составляют содержание первого этапа миграции. На нем банки формулируют требования к облачной инфраструктуре, переносят в нее свои информационные системы, планируют необходимые мощности для дальнейшего развития систем.

Затем следует применение инновационных сервисов, предлагаемых облачными провайдерами в дополнение к тем, что внедрены самими банками. Их синергия позволяет уже на этом этапе облачной миграции получить для бизнеса дополнительную ценность.

Третий этап миграции – модернизация цифровой платформы банка и ускорение бизнеса. Оно становится возможной благодаря гибкости облачной архитектуры, позволяющей максимально быстро развернуть новые сервисы: как клиентские, так и те, что нацелены на обеспечение работы бэк-офиса.

Переход на использование инновационных решений позволяет банку осуществить еще один этап миграции – разработку новых и оптимизацию существующих бизнес-процессов, которые позволят повысить эффективность бизнеса в целом.

И только на пятом, заключительном этапе миграции облачные технологии становятся для банков основным средством внедрения инноваций и непрерывного роста бизнеса. Теперь облако становится не только инфраструктурой, обеспечивающей работу банка, но и местом для проведения экспериментов с новыми разработками, сервисами и бизнес-моделями.

Что может облако дать банкам прямо сейчас

Каждый банк самостоятельно определяет для себя и экономические обоснования для переноса своих ИТ в облако, и те ценности, которые он намерен приобрести благодаря этой миграции. Но какую бы стратегию не выбрал банк, преимущества, которые он сможет получить уже сегодня, остаются общими.

1. Гибкость бизнеса. Это важнейшее качество, ставшее особенно востребованным во время пандемии COVID-19. Она ускорила изменения в потребностях клиентов, сформировала потребность в гибких продуктах, учитывающих новые паттерны потребления и современные требования к банковским сервисам. Облако дает банкам возможность использовать и легко масштабируемую инфраструктуру, и быстро развертываемые приложения.

2. Развитие инноваций. Они становятся жизненно необходимыми там, где банки сталкиваются с давлением со стороны финтех-стартапов. Эти инновации могут быть нацелены и на создание новых банковских продуктов, и на формирование новых структур, которые помогут получить преимущества в тех сферах, где тот или иной банк до сих пор не проявлял активности. Наконец, облачная платформа поможет банку даже развернуть собственные «инновационные песочницы» для отработки и тестирования перспективных проектов.

3. Экономическая эффективность. Особенно при решении таких задач, как запуск новых приложений и сервисов. Использование легко масштабируемого облака, которое не требует капитальных затрат, оказывается гораздо проще, чем развитие собственной инфраструктуры. Кроме того, облака позволяют экономить и на разработке приложений, предпочитая SaaS-решения собственным инфраструктурным софтверным решениям.

В любом случае, несмотря на все риски и опасения, переход в облако является основным трендом времени и, что самое важное, одной из отличительных характеристик цифрового банка от традиционного.

 Жанна Мусрепова, менеджер департамента «Технологическая стратегия» Accenture в Казахстане

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вверх
Новости партнеров: