Центробанки ряда стран рекомендовали финорганизациям воздержаться от выплаты дивидендов. Казахстанский регулятор также говорит о том, что необходимо использовать запас капитала для покрытия рисков и кредитования экономики. И также рекомендует банкам и страховым организациям не распределять чистую прибыль для выплаты дивидендов и не осуществлять обратный выкуп акций. О том, как нынешний кризис отразился на стоимости акций и как решат вопрос с выплатой дивидендов, рассказала председатель правления Халык банка Умут Шаяхметова.
- Умут Болатхановна, уже не раз говорили о том, что казахстанский банковский сектор к нынешнему кризису подошел в лучшей форме, чем в 2008 или 2014 годах. И тем не менее в целом сам кризис называют более сложным, чем в те годы. В чем особенность текущей ситуации?
- Ситуация, прямо скажу, неординарная. Наверное, впервые в новейшей мировой истории стр̍̍аны и экономики столкнулись с таким глобальным вызовом, который сформировался сразу из нескольких деструктивных факторов: падения цен на нефть и пандемии коронавирусной инфекции – COVID-19. И если ранее с волатильностью цен на рынке энергоносителей странам приходилось сталкиваться периодически, то на этот раз падение цен на нефть в разы усилило давление на мировую экономику из-за наслоения объявленной ВОЗ пандемии COVID-19 и последовавшими ограничительными карантинными мерами со стороны различных государств. Повторюсь, совпадение подобных факторов - это исключительная и во многом уникальная ситуация в новейшей истории.
- Как на нее отреагировали рынки?
- Вполне понятно, что это состояние неопределенности спровоцировало значительную нервозность на рынках. Так, в середине февраля глобальные индексы достигли исторически высоких значений, а затем, во второй половине февраля, последовала небольшая коррекция. Казалось бы, что в начале марта ситуация стабилизировалась, однако уже со второй недели марта вслед за обвалом цен на нефть на глобальных рынках капитала началась настоящая паника: ключевые американские и европейские индексы проседали до более чем 30% от пика, достигнутого в середине февраля. Таким образом, на рынках стал преобладать «медвежий цикл». И хотя сейчас благодаря предпринимаемым мерам государственной поддержки рынки частично восстановились, все же в сравнении с началом года снижение составило от 15% до 25%.
Самое сильное падение было зафиксировано в середине марта. Мировой рынок ценных бумаг отреагировал падением практически всех основных инструментов - акций и облигаций, причем даже таких высокотехнологичных компаний, как Google, Microsoft, Alibaba и Facebook.
- Как отреагировали на ситуацию ценные бумаги банковского сектора?
- Настроения международных инвесторов сказались и на них. Так, цены на бумаги ряда восточноевропейских, российских и грузинских банков снизились от 40 до 60%. Примерно на столько же с начала года снизилась цена на ГДР Халыка. В глобальном плане стабильность показали лишь такие безрисковые финансовые инструменты, как государственные облигации США - US Treasuries и золото.
- Вторичное размещение ГДР Халык банка состоялось осенью прошлого года. Можете прокомментировать динамику формирования цен на бумаги банка?
- Да, действительно, в октябре 2019 года прошло вторичное публичное размещение 10% акций Халык Банка в форме глобальных депозитарных расписок (ГДР, 1 ГДР = 40 акций. – Ред.) на Лондонской Фондовой Бирже (LSE) и МФЦА(AIX) на сумму 344 млн долларов США. Размещение прошло успешно. Это было крупнейшее вторичное размещение акций из региона EMEA с 2017 года: объем размещения составил более 344 млн долларов США при цене предложения 11,75 доллара США за одну ГДР.
При этом спрос со стороны инвесторов в два раза превысил объем размещения - на уровне свыше 800 млн долларов США. В итоге из 29,32 млн ГДР 23,63 млн ГДР было приобретено институциональными инвесторами за пределами Казахстана, и 5,68 млн ГДР было приобретено отечественными и международными инвесторами на AIX в Казахстане. Причем бумаги были размещены среди новых и существующих инвесторов. В результате размещения доля владения международными инвесторами ГДР Халыка составила 26%. Мы увеличили ликвидность наших акций практически в два раза.
И, как показывает нынешняя ситуация, сложившаяся на рынках, для размещения было выбрано удачное время.
- Какие основные факторы сегодня влияют на коррекцию цены?
- Цены ГДР Халыка коррелируются с рыночными. В феврале этого года цена ГДР достигала $16.35, что даже выше цены размещения ГДР при IPO в 2006 году, которая составила $16. В период с середины марта и по настоящее время цены находятся в диапазоне $7.28- 9.26. На снижение, в частности, повлияло то, что многие инвесторы распродавали активы из определенных секторов и регионов, чтобы приобрести менее рисковые, на их взгляд, активы либо же просто уйти в кэш.
Что немаловажно, цены на ГДР Халыка изменяются на уровне рынка, что говорит о ликвидности бумаги, т. е. инвесторы в любом объеме могут свободно продать и купить ГДР.
Думаю, этому во многом способствовало недавнее SPO. Средний объем торгов за 2019 год по сравнению с 2018 годом увеличился в три раза, с $500 тыс. до $1.5 млн в день.
Как правило, в ситуации глобального снижения рынков капитала очень немногие инвесторы оценивают фундаментальные факторы. Инвесторы, предпочитающие долгосрочные инвестиции, сохраняют свои позиции в акциях и не продают, а возможно, иногда даже увеличивают свои позиции, когда видят, что цена очень низкая и у компании сильные финансовые позиции. Халык как раз и располагает достаточно большой базой долгосрочных международных инвесторов, которые владеют его ГДР более 5 лет. Некоторые из них владеют бумагами Халыка с момента IPO.
Продают в основном хедж-фонды, чья основная задача заработать на волатильности. Однако такие инвесторы важны для ликвидности и определения рыночной цены.
Также одним из факторов давления на цену ГДР Халыка стало решение о невыплате дивидендов за 2019 год. Однако, если ситуация в экономике улучшится, во второй половине 2020 года мы пересмотрим это решение.
- Чем была продиктована недавняя рекомендация СД по невыплате дивидендов за 2019 год?
- Во-первых, в связи с возникшей ситуацией подобные решения (по отмене / снижению / переносу выплат на поздние сроки) принимаются компаниями практически по всему миру.
Во-вторых, хотела бы подчеркнуть, что Халык – структура, располагающая достаточными резервами, что, кстати, подтверждают и его международные рейтинги. Мы находимся в постоянном контакте со всеми тремя международными рейтинговыми агентствами, которые подтвердили рейтинги Халыка. В связи с пересмотром прогнозов в целом по банковскому сектору в регионе только рейтинговое агентство Fitch пересмотрело свой рейтинговый прогноз. Как и прежде, Халык обладает наилучшими рейтингами финансовой устойчивости среди казахстанских банков второго уровня без иностранного участия.
Как показывает наше стресс-тестирование, даже при выплате дивидендов в размере 50%, продолжительном низком уровне цен на нефть и более высокой волатильности курса тенге уровень достаточности капитала банка не снизится ниже 17%, что значительно превышает регуляторные требования.
Тем не менее, исходя из долговременных интересов бизнеса и прежде всего самих акционеров, важно сохранить большую «подушку безопасности», буфер по капиталу. В текущих условиях это позволит банку более уверенно пройти любые возможные стрессовые сценарии развития событий.
И именно поэтому, учитывая сложную текущую экономическую ситуацию в связи с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19), ее негативным влиянием на экономику Казахстана и экономику его ключевых торговых партнеров (Россия, Китай, Италия, Нидерланды, США и т. д.), снижение деловой активности практически во всех секторах экономики Казахстана, а также падение уровня цен на нефть до многолетних минимумов и высокий уровень волатильности тенге к доллару США, совет директоров Банка рекомендует акционерам принять решение о невыплате дивидендов.
В то же время в случае восстановления экономической конъюнктуры в Казахстане и снижения неопределенности в глобальной экономике, принимая во внимание интересы акционеров Банка, вопрос о выплате дивидендов из нераспределенной прибыли Банка прошлых лет может быть рассмотрен во втором полугодии 2020 года. В таком случае финансовые результаты за 2019 год послужат ориентиром для определения размера выплаты.