Регулятор существенно изменит надзорные процессы за банковским сектором на основе результатов оценки качества активов. В ведомстве уверены, что система позволит повысить качество оценки риски каждого отдельного банка. Первый заместитель Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Олег Смоляков рассказал, как нововведения помогут обновить и оптимизировать надзорные процессы.
- Олег Александрович, в недавнем интервью ваш коллега рассказал о том, как результаты оценки качества активов отразятся на банках. Нас же интересует, как эти данные повлияют на процесс надзора за банками?
В соответствии с поручением первого Президента Казахстан – Елбасы, озвученным 30 января 2019 года по итогам расширенного заседания Правительства, и Президента Республики Казахстан K.K. Токаева, озвученным 24 апреля 2019 года на совещании по итогам деятельности Нацбанка за год, в течение 8 месяцев 2019 года Национальный Банк Республики Казахстан организовал и провёл оценку качества активов банковского сектора (ОКА). Важно отметить, что в 2018 году банки перешли на новый стандарт бухгалтерского учёта – МСФО 9, поэтому было принято решение оперативно провести данную проверку в соответствии с этим передовым стандартом уже в 2019 году, чтобы с самого начала обеспечить корректное и последовательное его применение всеми банками в стране.
В течение 8 месяцев 2019 года Национальный Банк Казахстана организовал и провёл оценку качества активов банковского сектора (ОКА). Важно отметить, что в 2018 году банки перешли на новый стандарт бухгалтерского учёта – МСФО 9, поэтому было принято решение оперативно провести данную проверку в соответствии с этим передовым стандартом уже в 2019 году, чтобы с самого начала обеспечить корректное и последовательное его применение всеми банками в стране.
Процедура AQR (asset quality review или оценка качества активов) – это один из инструментов надзора, признанных международным экспертным сообществом в качестве наиболее эффективного способа единовременно оценить корректность процессов, политик, практик и систем большого числа банков сразу, таким образом обеспечив последовательность применяемых подходов и методик, а также максимальную глубину, прозрачность и сопоставимость результатов. Такой вид проверки в последние годы находит всё более частое применение среди международных регуляторов. Одним из основных преимуществ данного упражнения является беспрецедентная степень охвата и качества проверки.
В Казахстане мы применяем инструмент AQR впервые, поэтому за основу брали лучшие практики проведения программы. Методология оценки, проводившейся в Казахстане, представляет собой методологию AQR, разработанную Европейским Центральным Банком (и неоднократно «опробованную» им в 2014-2019 годах), с минимальными поправками на специфику нашего рынка. С одной стороны, таким образом мы использовали зарекомендовавшие себя в других юрисдикциях проверенные методики и стандарты качества (а AQR по методологии ЕЦБ был проведён в более чем 20 странах мира). С другой стороны, такой подход более знаком и понятен нашим международным партнёрам, полученные у нас результаты сопоставимы с результатами аналогичных зарубежных программ, что призвано помочь нашим иностранным партнёрам более уверенно принимать решения в пользу укрепления деловых связей и повышения динамики сотрудничества с финансовыми институтами Казахстана.
Базируясь на единой методологии ЕЦБ, в ходе ОКА было проанализирована достаточность и эффективность внутренних процессов банков по определению стоимости активов. Ведь именно от качества внутренних процессов в банках зависит эффективность управления капиталом и возможность банков обеспечивать экономику достаточным и качественным кредитом без накопления скрытых рисков. Это означает, что если ранее регулятор вынужден был принимать решения, базируясь на общих индикаторах наличия недостатков и проблем в банковской системе, таких как, например, уровень займов с просрочкой, то теперь у нас появилась возможность полностью увидеть реальные причины этих проблем и решать их более адресно. В частности, была выявлена необходимость улучшения подходов к оценке резервов, улучшения используемой исторической статистики, улучшения процессов определения справедливой стоимости активов и другие.
Подробная диагностика банков изначально была нацелена на выявление недостатков в бизнес-процессах банков. Тем не менее регулятором были отмечены и положительные особенности банков-участников. Все банки-участники программы имеют все необходимые элементы системы управления рисками, а некоторые из них используют передовые подходы к риск-менеджменту, например, используя методы, базирующиеся на массивах больших данных.
- Как вы намерены использовать полученный опыт в ходе оценки качества активов для совершенствования надзорного процесса?
Несмотря на огромный объём проделанной на сегодняшний момент работы, могу сказать, что для нас, как регулятора, завершение ОКА – это лишь одна из вех дальнейшего совершенствования собственных подходов к надзору.
Сделанные по ходу программы наблюдения и выводы помогут обновить и оптимизировать надзорные процессы. В частности, например, мы можем оценить насколько успешно был осуществлён в 2018 году переход на МСФО (международные стандарты финансовой отчётности). По итогам ОКА мы однозначно выявили ряд областей, требующих дальнейшей детализации, и планируем соответствующим образом обновить регуляторные требования.
Кроме того, следует отметить, что выявленные в рамках проведения ОКА риски и недостатки будут учтены для дальнейшего совершенствования риск-ориентированного надзора.
С 2019 года уполномоченный орган перешёл с формализованного надзора за деятельностью банков к риск-ориентированному надзору (РОН), который позволяет осуществлять надзор за банками на основе оценки банковских рисков.
Базовым компонентом РОН является система SREP (Supervisory review and evaluation process – прим. редакции), которая направлена на оценку рисков каждого отдельного банка, и позволяет сегментировать банки по уровням рисков, достаточности капитала и ликвидности.
Отмечу, что Национальный Банк и с этого года Агентство уже применяют данный инструмент надзора с 2019 года. Данная система позволяет систематизировать надзорные действия в единый, непрерывный и последовательный процесс, направленный на всесторонний анализ ключевых рисков банков.
- Что представляет собой система SREP?
Система SREP – это регулярный процесс по оценке количественных и качественных характеристик деятельности и рисков банков по четырём основным направлениям.
Во-первых, проводится анализ бизнес-модели и доходности банка.
Во-вторых, анализируется качество корпоративного управления и системы управления рисками. Анализ данной категории осуществляется в целях оценки регулятором соблюдения банком требований и стандартов внутренних политик. Также анализируется степень контроля рисков со стороны руководства.
В-третьих, оценивается уровень рисков для капитала. То есть проводится анализ достаточности капитала для покрытия различных рисков (кредитный, процентный, рыночный, операционный риски и прочие). Особое внимание уделяется оценке качества кредитного портфеля.
В-четвёртых, оцениваются риски ликвидности. Регулятор анализирует уровень достаточности ликвидности банка на случай возможных оттоков депозитов и прочих источников фондирования банка.
Заключительным этапом SREP в случае необходимости является применение мер надзорного реагирования, которые определяются на основании проведённого анализа. Одной из таких возможных мер является введение надзорной надбавки к нормативам достаточности капитала банка. Надзорная надбавка представляет собой индивидуальное дополнительное требование к минимальным пруденциальным нормативам, над методологией реализации которой мы будем работать в этом году.
- Назовите основные преимущества SREP.
SREP позволяет систематизировать надзорные действия в единый и непрерывный процесс. В частности, это позволяет регулятору:
- глубже изучить работу банка, оценить качество и эффективность системы управления рисками;
- обеспечивать более тесное взаимодействие дистанционного надзора и выездных инспекторских проверок, и учитывать результаты обоих направлений в единой надзорной оценке;
- учитывать специфику определённого банка и дифференцировать банки по уровню рисков за счёт применения мотивированного суждения.
Отмечу, что применение мотивированного суждения является ключевым фактором, отличающим его от текущего формализованного подхода, т.к. в надзорной практике зачастую имеющихся формальных сведений недостаточно для оценки риск-профиля банка.
- Как проходит риск-ориентированный надзор?
Начиная с 2019 года, мы проводим качественную и количественную оценку показателей по методологии SREP без применения мер надзорного реагирования. Частичное применение РОН в 2019 году объясняется необходимостью проведения AQR – мы хотели сконцентрировать усилия всех участников (и банков, и регулятора) на полноценном исполнении программы, дать возможность тщательно проанализировать и учесть полученные результаты. Переход на полноценный комплексный надзорный процесс по методологии SREP запланирован до конца текущего года уже с учётом «уроков» AQR.
- Каким вы видите дальнейшее развитие риск-ориентированного надзора?
Регулятор проведет работу по совершенствованию методологии SREP для учёта результатов завершающейся на этой неделе оценки качества активов БВУ. В частности, будут обновлены регуляторные требования по таким направлениям, как формирование провизий, оценка залогового обеспечения, сделки со связанными лицами и т.д. Эти изменения должны будут найти должное отражение в критериях надзорной оценки по SREP.
Исполнение планов корректирующих мер банков по результатам ОКА будет контролироваться регулятором в рамках SREP. Как следствие, выполнение или невыполнение банками предписанных требований и рекомендаций регулятора будет оказывать соответствующее влияние на надзорную оценку банка по методологии SREP, что в конечном итоге повлияет на применение тех или иных мер надзорного реагирования, включая в последующем надзорную надбавку.
Кроме того, регулятор продолжит дальнейшее совершенствование регуляторной отчётности для расширения перечня данных и упрощения процесса её предоставления. Это обеспечит доступ к более детальной информации, а также расширит перечень показателей, используемых для анализа финансовой устойчивости банков и качества их активов. Например, такая база данных как Кредитный регистр будет дополнена необходимыми данными, которые в том числе использовались в рамках ОКА, но которые отсутствуют в Кредитном регистре в настоящий момент.
Это также позволит изменить подходы к выездным проверкам банков. Проверки будут носить таргетированный характер, что снизит операционную нагрузку как на банки, так и на сотрудников регулятора. Результаты таких проверок будут также учитываться в рамках оценок SREP.
Есть и другие меры, направленные на повышение устойчивости и стабильности финансовой системы, которые должны быть рано или поздно учтены при оценке SREP. Например, внедрение инструмента надзорного стресс-тестирования.
Программа оценки качества активов проводилась для оценки состояния банков строго на отчётную дату ОКА - 1 апреля 2019 года - и по сути представляет собой срез состояния банковского сектора на данную дату
Следующий логичный шаг – это тестирование состояния качества активов при различных сценариях. Так, с 1 апреля 2019 года портфели банков могли существенно измениться. Например, произошли погашения и новые выдачи.
В будущем портфели банков продолжат существенно меняться, в связи с чем оценки в рамках ОКА со временем утратят актуальность. Поэтому необходимо оценивать качество активов, достаточность капитала и т.д. не только на определённую дату среза, но также и в прогнозе с учётом ряда потенциальных сценариев.
Таким образом, надзорное стресс-тестирование позволит оценивать способность банков реагировать на негативные макроэкономические явления в будущем. Результаты стресс-тестирования также в дальнейшем должны будут отражаться в оценке банка по SREP.
С учетом стресс-тестирования у банков вне зависимости от текущего положения должны быть проработаны конкретные планы по порядку действий в случае наступления крайне негативных макроэкономических и иных сценариев. В рамках таких планов банки определяют необходимые меры для обеспечения собственной финансовой стабильности без необходимости использования государственной поддержки. Соответственно, и качество этих планов найдёт отражение в оценке SREP.