Введение с 1 января 2020 года обязательных пенсионных взносов работодателей (ОПВР) в размере 5% является фрагментарным реформированием пенсионной системы, и это не лучший вариант с точки зрения ее эффективности. Кроме того, это превратит Единый накопительный пенсионный фонд в страховую организацию, а для бизнеса в нынешних экономических условиях превратится в дополнительное серьезное налоговое бремя. Об этом в интервью «Капитал.kz» рассказала председатель совета Ассоциации финансистов Казахстана Елена Бахмутова. Это то, о чем умолчало министерство труда и социальной защиты, пресс-секретарь которого Канат Кульшманов недавно заявил в Facebook, что введение ОПВР поможет обеспечить достойную пенсию казахстанцам.
– Елена Леонидовна, пресс-секретарь Минтруда и соцзащиты дал неоднозначное пояснение по поводу ОПВР. С одной стороны, это прибавка к пенсии, с другой – если человек не доживет до нее, накопленные на его счету с помощью ОПВР деньги получат другие люди. Что-то тут не так.
– Он рассказал очень кратко, и, может быть, эта краткость привела к не совсем понятным выводам. Давайте начнем с того, что в 2015 году были приняты поправки в Закон «О пенсионном обеспечении», в соответствии с которым предполагалось ввести условно накопительную систему. Можно сказать, что это было давно, но у нас все быстро меняется, та же экономическая ситуация. Поэтому было бы логично провести переоценку тех изменений 2015 года. Замечу, что изменения, согласно которым появились ОПВР, возникли одновременно с введением системы ОСМС. Как вы знаете, она получила очень широкий резонанс и уже дважды менялась: корректировались размеры взносов, сроки введения, то есть проводился update системы социального медицинского страхования. Закон по обязательным пенсионным взносам работодателей на момент разработки и принятия не проходил широких общественных слушаний. И, наверное, в связи с тем, что сейчас тема перешла в практическую плоскость, стоит еще раз взглянуть на то, какие в ней есть плюсы и минусы.
– И каковы они, на ваш взгляд?
– Давайте с самого начала. Введение дополнительного официального налога на фонд оплаты труда в размере 5%, по нашим расчетам, в абсолютно выражении составит порядка 490 млрд тенге в год. Это практически в 4 раза больше, чем стоит программа содействия занятости, которая сейчас реализуется, ее объем составляет 123 млрд тенге. Выплаты из аккумулированных за счет ОПВР денег начнутся только через 5 лет, то есть за этот период у бизнеса будет изъято в виде квазиналога порядка 2,9 трлн тенге. Вопрос: позволяет ли сегодняшняя экономическая ситуация увеличить издержки предпринимателей на такие суммы?
При этом не надо забывать, что в 2020 году произойдет дальнейшее увеличение взносов работодателей в систему медицинского страхования с 1,5% до 2%. То есть в совокупности, как вы видите, дополнительная нагрузка на работодателей составит 5,5%, где 0,5% – взносы по соцмедстрахованию, а 5% – по ОПВР. Это первое.
Второе: давайте посмотрим, есть ли мотивация в части выплаты ОПВР. Концепция пенсионного обеспечения, реализованная во время реформы 1998 года, имеет три уровня. Кстати, концепцию с тех пор никто не корректировал, она какой была, такой и осталась. Первый уровень – это так называемый демогрант, в нашем случае он называется «базовая пенсионная выплата», которая осуществляется из средств государственного бюджета всем гражданам, достигшим пенсионного возраста. То есть ее размер будет зависеть от возможностей бюджета, но не должен быть ниже прожиточного минимума, для того чтобы люди, в силу разных обстоятельств не имеющие никаких других доходов, не обращались за адресной социальной помощью. Добавлю, что сегодня эта цель не достигнута: минимальная базовая пенсия равна 54% от прожиточного минимума, и это автоматически направляет некоторое количество людей в систему адресной соцпомощи, поскольку черта бедности в Казахстане составляет 70% от прожиточного минимума. Поэтому, наверное, этот пробел нужно откорректировать.
Второй уровень нашей пенсионной системы – это обязательные пенсионные взносы. Они, как вы знаете, являются собственностью вкладчика, в случае его смерти передаются по наследству. Они учитываются на индивидуальных счетах в ЕНПФ. Кроме того, в пенсионную систему были введены обязательные профессиональные взносы работодателей, которые вносятся в пользу работников вредных производств – 5% от их доходов. Эти деньги также являются частью пенсионных накоплений граждан, которые поступают на индивидуальные счета в ЕНПФ, являются их собственностью и подпадают под право наследования.
Третий уровень – добровольные пенсионные взносы, которые может платить сам человек либо за него может отчислять третье лицо, в том числе работодатель. Такова действующая трехуровневая модель пенсионного обеспечения в Казахстане.
То есть вы видите, что условные накопительные пенсионные взносы (к которым и относятся ОПВР) в этой концепции не прописаны, они появились без корректировки самой концепции пенсионного обеспечения, что уже вызывает вопросы. Как заметил представитель Минтруда и соцзащиты и как написано в законе, ОПВР не являются собственностью вкладчика, то есть если человек не доживает до пенсионного возраста, то накопленные на его условном счете ОПВР средства не наследуются, а перераспределяются – модель напоминает систему социального страхования. Предельный размер выплат из этой условно накопительной системы ограничен двумя прожиточными минимумами, то есть мотивация для вкладчиков и работодателей не очевидна.
Еще один важный момент заключается в том, что оператором пула средств, сформированных за счет ОПВР, является ЕНПФ. Однако, по закону, он самостоятельно не управляет ни своими средствами, ни пенсионными активами. У фонда два баланса: пенсионные активы и собственные активы ЕНПФ. Теперь к ним добавляется, так сказать, третий «денежный мешок», который по сути является страховым резервом с индексируемыми обязательствами. Это существенным образом усложняет профиль риска ЕНПФ и практически превращает его в страховую организацию. На мой взгляд, это очень существенное изменение подхода к деятельности ЕНПФ, который должен концентрироваться на учете пенсионных активов, на оценке рыночной стоимости финансовых инструментов. Учет активов и расчет выплат за счет ОПВР – это совершенно иная функция, которая должна быть сосредоточена либо в частных страховых компаниях, либо в Государственном фонде социального страхования (ГФСС), который построен по схожему накопительному принципу.
– То есть эти взносы лучше делать в ГФСС?
– Я просто говорю о том, какие риски появляются. Кстати, на сайте ГФСС я ознакомилась с отчетом на 31 декабря 2018 года. Резервы фонда без учета обязательств, которые они уже приняли по своим будущим выплатам, составляют 1,14 трлн тенге. Это деньги, которые также были изъяты у бизнеса, то есть из экономики. Эти деньги находятся в управлении Нацбанка, к сожалению, я не нашла информации о том, какая доходность по ним обеспечивается. Может быть, она где-то есть, но ее довольно сложно найти в публичном доступе. Это, к слову, о прозрачности деятельности квазигосударственных компаний, которая недавно рассматривалась на расширенном заседании правительства с участием президента.
– Ну, собрать деньги с бизнеса – это одно. Возникает вопрос: как и где они будут работать?
– Не знаю, где их можно разместить, учитывая то, насколько у нас узок фондовый рынок. Можно предположить, что эти деньги будут размещаться в государственные ценные бумаги, соответственно, государственный долг будет расти. При этом одновременно реализуется огромное количество государственных программ помощи предпринимателям. То есть одной рукой государство помогает, а другой – забирает в некий фонд без объяснений и мотиваций для работодателей и работников.
– Лучше пересмотреть размер ОПВР? Отменить не получится, потому что они уже законодательно утверждены.
– Я за то, чтобы вообще не вводить лоскутное реформирование пенсионной системы. Необходимо двигаться в сторону расширения возможностей вкладчиков – разрешить им самим управлять собственными накоплениями, для того чтобы они повышали свою финансовую осведомленность, учились работать на фондовом рынке, последовательно передать пенсионные активы в частное управление.
Другое направление, которое очень важно, и об этом в своей предвыборной программе упоминал президент, – совершенствование системы пенсионных аннуитетов через страховые компании.
В целом нужно сделать полную переоценку всей пенсионной системы, для того чтобы понять, туда ли мы движемся. Потому что такие нововведения, как ОПВР, будут иметь последствия на горизонте 30-40 лет. На мой взгляд, необходимо обновить актуарные расчеты и оценить устойчивость условно накопительной системы. Наиболее предпочтительно не предлагать введение дополнительно компонента пенсионной системы, а направить взносы работодателей в меньших объемах и в другие сроки на индивидуальные пенсионные счета граждан, сохранив право наследования по ним. Размер взносов и время введения необходимо еще раз обсудить с бизнес-сообществом.