Нацбанк в рамках Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» намерен ужесточить правила игры на финансовом рынке в связи с его открытием для иностранных компаний, при этом заверив, что от либеральной модели никто отказываться не собирается. Эксперты называют страхи регулятора чрезмерно преувеличенными, так как в нынешних условиях казахстанский валютный рынок интересен крайне ограниченному числу иностранных игроков.
Глава Нацбанка Данияр Акишев сообщил по итогам заседания в мажилисе, что, по сути, сам действующий режим никто менять не собирается. Со вступлением Казахстана в ВТО открываются новые сферы деятельности для коммерческого присутствия на внутреннем рынке филиалов иностранных нефинансовых организаций, а с декабря 2020 года доступ на казахстанский рынок финансовых услуг получат филиалы иностранных банков и страховых организаций. В связи с этим планируется усовершенствовать валютный контроль.
Нацбанк хочет всех сделать резидентами
Основные новшества включают изменение статуса валютного резидентства филиалов иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Казахстане, через образование постоянного учреждения в соответствии с Налоговым кодексом РК в рамках реализации общей для всех филиалов иностранных организаций концепции резидентства. Проектом закона предусмотрен более полный охват валютных операций статистическим мониторингом с одновременным упрощением процедур проведения таких операций и сбора информации по ним.
Как сообщил регулятор, одновременно для данных филиалов сохранен либеральный принцип осуществления валютных операций. Также предусмотрены исключения из действующего валютного регулирования по валютным операциям, проводимым в МФЦА и МЦПС «Хоргос».
30% крупных сделок в валюте в РК — спекуляции?
Директор департамента платежного баланса и валютного регулирования Национального банка РК Айгуль Боранбаева поясняла необходимость принятия закона тем, что каждый месяц более 30% от всех крупных покупок валюты составляют покупки не с целью погашения обязательств по контракту с нерезидентом РК, а в иных целях. За этими операциями и хотят следить более пристально. Контроль будет усилен именно за крупными покупками в уполномоченных к принятию участия в торгах банках, которые как исполняют клиентские заявки, так и покупают валюту на собственные нужды.
Предполагается, что сделки, по которым финансовый заем резиденту в Казахстан не возвращается, должны быть доступны для правоохранительных органов. В Нацбанке обещают, что других мер ужесточения не ожидается.
В целом законопроектом предусмотрено сохранение принципов либерального валютного режима и действующих информационных инструментов валютного регулирования, поэтому его принятие не повлечет отрицательных социально-экономических последствий. «Принятие законопроекта позволит улучшить статистический мониторинг трансграничного движения капитала, оптимизировать основные процедуры режимов валютного регулирования, минимизировать риски безналичных и наличных конверсионных операций, реализующихся как в предпринимательской деятельности и операциях населения, так и на макроэкономическом уровне», — сообщила Айгуль Боранбаева.
Вопрос реальной конкуренции — риторический
Экономический аналитик Алмас Чукин сказал «Капитал.kz», что сейчас банковский сектор, за исключением двух-трех банков, испытывает огромные трудности, и визит премьер-министра Бакытжана Сагинтаева на этой неделе по данному вопросу в Алматы — еще одно доказательство серьезности проблем. Поэтому вопрос о готовности казахстанского банковского сектора конкурировать с иностранными банками — риторический, считает он.
По словам Алмаса Чукина, казахстанские банки не готовы конкурировать друг с другом, а не только с «Сити» или «Дойчебанком». Но есть и другой вопрос: готовы ли иностранные банки заходить по-крупному на казахстанский рынок. Пока, наоборот, почти все они покинули страну, отмечает эксперт.
Возможно, иностранные банки ушли из Казахстана из-за нынешних ограничений, возможно, они вернутся, когда можно будет просто открыть филиал и работать через него. «Мой личный прогноз, что мы увидим ряд иностранных игроков, но они будут заниматься только „своими“ клиентами и только своими операциями. К примеру, турецкому банку есть прямой смысл зайти недорого на наш рынок и обслуживать турецких клиентов, работающих в Казахстане», — сказал Алмас Чукин.
Он считает, что правила мониторинга необходимо менять, поскольку филиал иностранного банка — это совершенно новое явление, это не казахстанское юрлицо в обычном понимании.
«Что означает налоговое резидентство? Базово это то, что вы ведете бизнес на территории Казахстана и получаете доход из местных источников. Но доход — вещь сложноуловимая. Иностранный банк выдал, к примеру, кредит автовокзалу в долларах и тенге. Поскольку кредит большой, он его разделил со своими партнерами за рубежом, еще два банка дали часть денег. Как налоговикам обложить доход от этой сделки?» — задается вопросом эксперт.
Алмас Чукин подчеркнул, что доход в виде процентов получает местный филиал иностранного юрлица. У него есть расходы здесь и расходы там. У него есть доход, передаваемый партнерам по сделке. Есть курсовая разница валют.
«Возникают вопросы: где здесь доходы, а где расходы? Какие расходы можно считать относящимися к сделке? И в конце — доходы минус расходы должны показать прибыль. С какой прибыли брать налог? Вот это только один срез данной проблемы. А рынок ценных бумаг? Там еще сложнее. Поэтому надо менять и надо перенимать опыт других стран. Другого пути нет», — прокомментировал спикер.
Нацбанк играет на опережение
Директор группы финансовых организаций Fitch Ratings Роман Корнев также считает, что интерес западных банков к казахстанскому рынку сейчас весьма ограничен, что подтверждается продажами дочерних банков в последние годы. Несколько повысить этот интерес, по его словам, мог бы только существенный рост цен на нефть. Крупные российские госбанки уже присутствуют в Казахстане и новые возможности в рамках ВТО для них мало что меняют. Китайские банки заинтересованы преимущественно в кредитовании крупного казахстанского бизнеса и государственных инфраструктурных проектов, то есть той сферы, где они и так присутствуют на первых ролях, и в которой казахстанские банки существенной роли не играют.
«Нацбанку необходимо владеть полным контролем над валютными операциями, чтобы пресекать несанкционированный вывод капитала из страны, что является важной составной частью национальной экономической безопасности», — сказал Роман Корнев. Такой контроль должен распространяться на любые финансовые учреждения, осуществляющие трансграничные операции с капиталом. «В перспективе не должно сложиться возможности для обхода валютного контроля через филиалы иностранных финансовых организаций, и Нацбанк своевременно принимает меры для снижения рисков вывода капитала в будущем», — считает он.
Важно не дойти до «ручного управления» валютным рынком
Старший аналитик инвестиционной компании «Альпари» Анна Бодрова отметила, что определенная модификация валютного регулирования с расширением активности нерезидентов, безусловно, необходима. Это вполне укладывается в рамки совершенствования финансовой системы и надзора за ней. Но при этом очень важно, считает она, чтобы регулирование и его механизмы не скатились в формат «ручного управления», когда рынок сам не знает, где границы закона и нормы права.
«Упрощенный сбор информации нужен Нацбанку для усиления контроля за валютными операциями. В этом нет ничего особенно примечательного. Предполагается, что увеличение активности как резидентов, так и нерезидентов способно спровоцировать поток не слишком прозрачных операций. Усиление надзора Нацбанка за валютным рынком и потоками капитала уберет лишний риск из банковской и финансовой систем», — заключила Анна Бодрова.