USD
449.58₸
-0.490
EUR
486.94₸
-1.570
RUB
4.86₸
BRENT
86.27$
+0.090
BTC
70391.40$
+996.200

Какое будущее ждет финансовые сервисы?

В Алматы состоялась конференция по безналичной экономике Cashless Kazakhstan Summit 2017

Share
Share
Share
Tweet
Share
Какое будущее ждет финансовые сервисы?- Kapital.kz

«В 2012 году мошенники чаще атаковали игроков рынка — банки и другие финансовые организации, сейчас же больше атак сосредоточено конкретно на клиенте», — Александр Третьяк, менеджер проекта ТОО «Дженерал Перфоманс Импрувмент Кампани», представляет картину того, как в последнее время изменились «тренды» в сфере мошенничества. Тема мошенничества обсуждалась на конференции по безналичной экономике Cashless Kazakhstan Summit 2017, организованной компанией Visa.

Изменились и «предпочтения» мошенников. В 2013—2014 годах был пик банкоматного мошенничества, и дальше он пошел на резкий спад. «Это подтверждает то, что все-таки мы идем к безналу, может быть, медленно, но тренд этот все же есть», — комментирует эксперт.

Наиболее быстро растущий тренд — мошенничество с использованием методов социальной инженерии. «Это когда мошенник злоупотребляет доверием своей жертвы — нашего клиента, вводит в заблуждение, используя методы социального воздействия. Его цель — либо получить конфиденциальную информацию для завершения операции, либо спровоцировать жертву саму провести операцию и таким образом получить выгоду.

Мошенники используют социальные методы. Мы должны ответить им тем же. Наше оружие — взаимодействие. Чтобы обнаружить мошенничество, мы должны обучить клиента, сотрудника, изменить свои процессы. Необходимо взаимодействовать — клиентам, техническим провайдерам, игрокам финансового рынка", — делится рецептом защиты Александр Третьяк.

В погоне за потребителем

Отдельная сессия на конференции была посвящена будущему цифровых финансовых услуг — что ждет игроков и потребителей?

По словам Андрея Щербины, директора департамента инноваций Visa в странах СНГ и Юго-Восточной Европы, на формирование платежной экосистемы сейчас влияют три тенденции. Первая заключается в том, что во главе угла стоит не владелец и разработчик продукта, а конечный потребитель. Удовлетворить его потребности — главная задача. Вторая тенденция — инновации приходят отовсюду. Третья — нельзя недооценивать повсеместное проникновение интернета вещей (или, как сегодня говорят, интернета всего).

Эксперт поясняет: и платежные системы, и банки не в состоянии полноценно быть на той же скорости и на том же понимании клиентских потребностей, как маленькие компании или компании, основной фокус которых удовлетворять потребности конечного потребителя. «В этом контексте все мы должны быть открытыми, для того чтобы работать с индивидуальными разработчиками, с финтехами, стартапами, так и с большими компаниями уровня Amazon, Apple, Google», — говорит Андрей Щербина. Перспектива, по его словам, заключается в том, чтобы «открывать свои сервисы для того, чтобы ими могли пользоваться внешние пользователи». Открытость экономики означает открытость к инновациям, а это в свою очередь означает удовлетворение потребностей клиентов.

Не замечая платежа

Говоря о третьей обозначенной тенденции — проникновении интернета вещей, — Андрей Щербина отмечает, что пользователи убирают из своего фокуса вопрос платежа «как что-то, что заставляет их делать дополнительные действия».

На этом фоне на первый план выходят мобильные платежи, мобильные бесконтактные платежи, бесконтактные технологии. Нурлан Жагипаров, управляющий директор, член правления АО «Казкоммерцбанк», вспоминает, что в свое время было тяжело популяризировать бесконтактные платежи: до лета 2015 года их в стране осуществлялось не более 2 тыс. в месяц. «За счет определенной маркетинговой активности и появления инфраструктуры объем достиг 22 тыс. в декабре 2015 года. В августе 2017 года количество бесконтактных платежей составило 826 тыс., притом что количество транзакций — 3,7 млн, согласно данным из нашего процессинга. Мы прогнозируем, что тренд будет продолжаться и в следующем году, возможно, бесконтактный платеж будет уже каждым третьим в общем количестве транзакций», — прогнозирует топ-менеджер Казкома.

Как рассказал Нурлан Жагипаров, когда банк стал поощрять своих менеджеров и директоров отделений за то, что клиенты обслуживаются дистанционно, без участия касс, оказалось, что «людям нечем заняться», потому что все ушли в интернет и безналичные расчеты.

Константин Невядомский, партнер отдела консультационных услуг, компания EY, продолжает тему, говоря о роботах в финансовой системе. «Куда деть персонал, который заменили роботы?» Роботы, отмечает эксперт, это не миф, это реальность. В том числе в Казахстане в финансовой индустрии есть реализованные проекты по роботизации определенных банковских процессов, где есть четко доказанный эффект и есть четкая замена действий, которые выполняет персонал, на так называемых роботов. Что такое роботы? Это больше маркетинговое название. По своей сути это скорее переосмысление некоторых IT-инструментов и подходов и другая реализация известных решений, которые позволяют автоматизировать очень легко бизнес-процессы.

Что будут делать банки?

«Кто родился позже, наверно, и не помнит вот такой мессенджер», — Константин Пак, директор по развитию сектора финансовых технологий и инноваций Ассоциации финансистов Казахстана, показывает на логотип ICQ, появившийся на мониторе. Со временем, продолжает спикер, появилось несколько программ для обмена сообщениями, сейчас — их масса. «И мне уже неважно, в каком именно мессенджере я общаюсь со своим собеседником. Я даже об этом не задумываюсь. Главное, получил сообщение — ответил, и все. То же самое ждет и финансовые сервисы», — заглядывает в будущее Константин Пак. Он считает, что очень скоро потребитель не будет знать, кто предоставляет ему финансовые сервисы. «Не факт, что на рынке будут лидеры. Будут удобные сегментированные решения», — уверен спикер.

В чем сохранится роль банков в будущем? По мнению Константина Невядомского, в бэк-офисах. Гибкость и ориентированность на клиентов, появление новых идей, их реализация и программирование — это то, на что быстрее реагируют маленькие компании. Банки в любом случае будут вынуждены с ними сотрудничать. «За банками же останутся вопросы риск-менеджмента. Управление рисками, возможности скоринга, доступ к большим объемам данных и истории, что позволит постоянно совершенствовать рисковые модели и прогнозировать поведение заемщиков, — это будет тем конкурентным преимуществом, которое останется за банками на долгие годы», — считает эксперт. Так что, заключает Константин Невядомский, для банков ничего страшного не произойдет. Они как таковые останутся.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.