USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
73.89$
+0.330
BTC
97180.30$
+2931.600

Какого эффекта ждать от работы национальной платежной системы

Аналитики предположили, как создание системы повлияет на теневую экономику и объем безналичных платежей

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Владимир Третьяков

Фото: Владимир Третьяков

Национальную платежную систему в Казахстане должно создавать бизнес-сообщество, а Национальный банк должен сформировать правила для ее работы, считают эксперты. В то же время они подчеркивают, что окончательная модель новой системы пока непонятна. В беседе с корреспондентом «Капитал.kz» аналитики предположили, как создание новой системы повлияет на теневую экономику и объем безналичных платежей.

Константин Пак, директор сектора финансовых технологий и инноваций Ассоциации финансистов Казахстана

Какого эффекта ждать от работы национальной платежной системы 197257 - Kapital.kz

Понятие платежная система можно трактовать по-разному. Если под ним понимать некий программно-аппаратный комплекс, то, наверное, нет смысла создавать такую систему. В Казахстане уже достаточно процессинговых центров, они конкурируют между собой. Оборот безналичных платежей за 2019 год превысил 13,3 трлн тенге – это очень серьезный показатель, в 2,4 раза больше, чем в 2018 году. Платежная карта есть практически у каждого экономически активного казахстанца.

Если же под национальной платежной системой подразумевается не техническое решение, а разработка неких стандартов для всех видов платежных систем, не только систем платежных карт, но и мобильных платежей, электронных денег, то такой проект достаточно интересен. Несомненно, для рынка было бы полезно разработать систему стандартов, для того чтобы платежи можно было осуществлять межсистемно и удобно для граждан. Но, насколько мне известно, подобных систем пока нет в мире.

С моей точки зрения, рост безналичных платежей в стране позволит уменьшить размер теневой экономики, но незначительно. Теневая экономика – это контроль за уплатой налогов, прежде всего. Если посмотреть в разрезе регионов, то на Алматы приходится примерно 60% всех безналичных транзакций страны, а на Туркестанскую область – всего 1,5%. Если какая-то часть населения не платит налоги, то на выведение их из тени не повлияет создание национальной платежной системы. Бороться с неуплатой налогов необходимо через другие механизмы.

На долю безналичных расчетов не повлияет появление новой национальной платежной системы. Наоборот, если система попытается перераспределить тот баланс, который есть сейчас, как-то повлиять на уровень комиссий, снизить заинтересованность международных игроков, то количество безналичных платежей может снизиться.

В настоящий момент нам неизвестны детали того, какой будет планируемая  платежная система, то есть сложно говорить о каких-то конкретных бюджетах, закрытых рисках и даже целях. Надеемся на активный диалог с регулятором на эту тему.

Руслан Омаров, генеральный директор Первого кредитного бюро

Фото: Руслан Пряников<br> - Kapital.kz

Фото: Руслан Пряников

В Казахстане уже есть национальная платежная система. Она не зависит от международных платежных систем и обслуживается Казахстанским центром межбанковских расчетов (КЦМР). В настоящее время система дает возможность осуществлять любые платежи любому физическому или юридическому лицу в виде перевода со счета на счет. Поэтому можно говорить о том, что национальная платежная система уже существует. Даже сейчас есть возможность осуществлять переводы через интернет-банкинги на базе этой системы. Но, насколько я понимаю инициативу Нацбанка, планируется все-таки сформировать удобную моментальную независимую систему платежей и переводов.

Разрабатывать такую систему должен именно бизнес. В свою очередь Национальный банк должен определять правила игры на рынке электронных платежей. Повторюсь, на рынке уже есть КЦМР, на основе которого можно создавать крупные глобальные платежные сервисы внутри Казахстана.

Развитие любой платежной системы повысит количество безналичных транзакций. Соответственно, это приведет к сокращению теневой экономики в стране. Основной трудностью при создании национальной платежной системы в Казахстане может стать выбор стратегии, в рамках которой она будет работать. Казахстан может выбрать стратегию развития национальной карточной системы, аналогичную той, которая работает в России (система «МИР» – Ред.). Но правильнее было бы понять вектор движения мировых трендов в платежной индустрии и сделать выбор с учетом этого. В целом же пока рано говорить о том, как будет реализована национальная платежная система. Пока даже Нацбанк не озвучил четкой модели, как она будет выглядеть.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.