За счет развития электронных платежей повышается уровень ВВП, занятость населения и соответственно налоговые поступления. Об этом на конференции Cashless Kazakhstan Summit, организованной компанией Visa, заявила старший директор по развитию потребительских продуктов Visa в странах СНГ и Юго-Восточной Европы Кристина Дорош.
«Рейтинговое агентство Moody’s провело по 70 странам исследование, которое охватывало 2011−2015 годы. Moody’s оценивало, насколько развитие электронных платежей влияет на уровень ВВП, занятость населения, появление новых рабочих мест, уровень потребления. В результате исследования выяснилось, что у порядка 70-ти стран совокупный ВВП увеличился на 296 млрд долларов, было создано 2,6 млн рабочих мест. В Казахстане за счет развития безналичных платежей уровень ВВП вырос на 0,02% (+210 млн долларов)», — заметила Кристина Дорош.
Между тем, как уточнил финрегулятор, доля безнала в Казахстане не высока. «В настоящее время уровень безналичных платежей в розничной торговле составляет 18%, десять лет назад этот показать не превышал 8%. Объем карточных операций за первое полугодие 2017 года увеличился на 70%», — отметила начальник управления политики платежных систем Нацбанка Алина Имангазина.
Одновременно регулятор подчеркнул, что в отдаленных уголках Казахстана карточки нужны только для обналичивания средств. «Наверное кажется, что мы находимся в неком микрокосмосе, говорим про будущее, про искусственный интеллект, и что нет проблем. Но они есть. Когда мы выезжаем из крупных городов, то сталкиваемся с ситуацией, когда население в селах отдают несколько карт почтальону, который едет в районный центр, снимает деньги, возможно даже сразу покупает продукты и привозит их держателям карт. Это огромная сложная задача и она требует совместного усилия и государственных органов и частного сектора и каждого из нас как потребителя финансовых услуг», — заметила Алина Имангазина.
Как же исправить ситуацию? «В госпрограмме Цифровой Казахстан Министерство информации и коммуникаций РК ставит себе задачу обеспечить все регионы широкополосным доступом к интернету. То есть интернет и мобильные коммуникации должны дойти до каждого региона нашей республики — это первое. Второе — Казпочта может выполнять агентскую функцию для банков, ее филиалы широко представлены в регионах. И еще один фактор — это финансовая грамотность населения. У нас есть информация, что казахстанцы жалуются, что им негде использовать карточки, не все торговые точки принимают их. В свою очередь предприниматели жалуются, покупатели не хотят расплачиваться картой. Думаю, что если мы говорим о безналичных платежах, то нужно начинать с самого себя: магазины, требуйте оплатить покупки картой. Если один, второй, десятый покупатель придет с картой, то и предприниматель задастся вопросом: «почему у меня нет терминала?». В этот момент бизнесмен подумает: «Я должен принимать карты, иначе я просто потеряю клиентов», — отметила Алина Имангазина.
Старший директор по управлению рисками Visa в странах СНГ и Юго-Восточной Европы Лариса Макарова рассказала, какие виды мошенничества теряют популярность. «В настоящее время многие финансовые институты являются игроками индустрии платежных карт. Это и Apple Pay, электронные и мобильные кошельки. Передача данных — это самое уязвимое звено. На сегодня мошенникам уже не интересно работать с утерянными или украденными карточками, подглядывать через плечо пин-коды карт около банкоматов. Это единичные случаи мошенничества, они уже уходят в прошлое. На сегодня мошенники для миллионных взломов используют данные, чтобы овладеть миллионами номеров карт, чтобы потом через несколько часов совершать мошеннические операции по всему миру», — отметила она.
Лариса Макарова обратила внимание, что доверие в мире падает и это отражается на рынке безналичных платежей, финансовых институтах. «Проведено ряд исследований, которые говорят о падении доверия в мире. В первую очередь доверие в мире упало к правительственным организациям, на втором месте — падение доверия к медиа, на третьем — к финансовым институтам. Это очень страшно. Если не будет доверия населения к безналичным платежам, то бизнеса как такового не будет. И, соответственно, это отразится на безналичных платежах. Поэтому наша основная задача — инвестировать в безопасность, тем самым мы инвестируем в доверие потребителей и можем развивать платежи», — уточнила она.
Отметим, Visa в Казахстане в этом году празднует 25-летие «Мы рады, что мы достигли больших результатов. По данным Нацбанка уже выпущено более 11 млн карт Visa. По сравнению с прошлым годом объем транзакций наших карт вырос на 83%, количество безналичных транзакций — на 95%. Из общих объемов транзакций доля Visa составляет 70%», — подчеркнул генеральный менеджер Visa в Казахстане и странах Центральной Азии Галым Табылдиев.