Кредитные проценты - основной фактор экономических кризисов. Такое мнение член-корреспондент Российской академии естественных наук Владимир Шкилев высказал в ходе круглого стола по экономической проблематике в Университете Нархоз, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Мир банковских услуг, построенный на кредитных процентах и использующий, по сути, принцип ростовщичества, и есть первопричина кризисных явлений», - уверен экономист Владимир Шкилев.
По его словам, обычному потребителю трудно осознать связь между кредитными процентами и кризисами в экономике, что связано с краткосрочностью взятых лично им кредитов. «При более продолжительных кредитах последствия для роста экономики тяжелейшие. Причина проста – за счет взимания процентов и сложных процентов денежные состояния банкиров удваиваются через регулярные промежутки времени. Взявший кредит на этих же условиях за этот же период времени платит двойную сумму», - считает академик.
При этом он добавил, что экономические кризисы не естественны, как принято считать, а являются следствием чрезмерной закредитованности экономик.
Как правило, продолжает Владимир Шкилев, оправдание кредитных процентов выглядит так: применяемая система оказывает одинаковое воздействие и на богатых, и на бедных, поскольку каждый малоимущий может получать те же проценты за хранение своих средств в банке. Но на деле, считает эксперт, создается другая картина.
«Мелкие промышленные фирмы, мелкие банки поглощаются более крупными, а те, в свою очередь, еще более крупными. Все это напоминает принцип пищевой цепи в мире животных, а не принцип цивилизационного сосуществования», - подчеркнул экономист.
Деньги, как и любой другой товар, должны стареть и портиться, и за их хранение надо платить, добавил он. «Другими словами, нужно создавать условия для быстрого их обращения. В противном случае в период кризисов банковская структура теряет вообще интерес к финансированию реальных секторов экономики, что, например, произошло в России с промышленностью и банковской структурой. Каждый живет по своим законам и блюдет только свои интересы», - сказал эксперт.
При этом Владимир Шкилев не считает банковскую систему порочной саму по себе. Просто пришло время новых партнеров для банкиров – это инноваторы.
«В старой системе обращения денег банкир такого партнера не имел. Банкиры, которые иногда называют себя инвесторами, и инноваторы в старой денежной системе проповедовали разные ценности, разные морали и говорили на разных языках. У тех и других были и явно противоположные проблемы – одни искали деньги для реализации своих инновационных проектов, другие – где найти нормальные инвестиционные проекты с инновационными технологиями. Даже конференции по инновациям и инвестициям проводились в разное время и в разных местах», - отметил Владимира Шкилев.
Та страна, которая первой ступит на путь создания демократической банковской системы и которая обладает стратегическими запасами материальных ресурсов, станет новым мировым экономическим лидером, считает ученый.
Чтобы решить проблему закредитованности, по мнению экономиста, необходима сильная политическая воля. То есть, согласно теории Владимира Шкилева, необходимо усилить политическое влияние на банковскую сферу. Интересно, что его казахстанский коллега академик Национальной Академии наук РК Сагындык Сатубалдин, выступая, напротив, сетовал на то, что политика сегодня стала преобладать над экономикой.
«Сегодня политика является определяющей по отношению к экономике, и под ее влиянием нарушаются все объективные экономические законы. Тот кризис, который мы сейчас имеем, пожалуй, тому свидетельство», - сказал Сагындык Сатубалдин.
Геополитика, соответственно, оказывает негативное влияние на структурный дисбаланс экономики. Он имеет место в развивающихся странах, чья экономика в основном является преимущественно сырьевой.
«Инфляция банковского процента в пределах 3-5% двигает материальное производство, но когда инфляция 10-15%, как у нас, это сдерживающий фактор. Чтобы материальное производство развивалось, цены на уровне банковского процента должны расти, в противном случае производство тоже встанет», - отметил казахстанский экономист, не став подвергать сомнению саму кредитную политику.