Кайрат Келимбетов был назначен председателем Национального банка Казахстана 1 октября 2013 года и сменил в этой должности Григория Марченко. В тот же день эксперты, опрошенные корреспондентами центра деловой информации Kapital.kz, стали говорить о возможной девальвации тенге. В частности, в неизбежности ослабления курса нацвалюты был уверен экономист и общественный деятель Петр Своик. Однако он подчеркнул, что девальвация - бессрочная перспектива, не зависящая от того, кто занимает должность председателя Нацбанка.
«Девальвация не зависит от того, Марченко это будет или Келимбетов. Марченко позволялось проявлять свою индивидуальность, а Келимбетов тщательно препятствовал индивидуальности. Но как столпы макроэкономики Казахстана они совершенно одинаковые. Что сделал Марченко, то будет делать и Келимбетов. Я думаю, что эта рокировка связана с совершенно скандальной ситуацией с проведением реформы пенсионной системы и с зависшей перспективой, куда все-таки девать деньги. Тут, я думаю, что Марченко и так надоело брать на себя вину за все провалы», - сказал тогда Петр Своик.
Финансовый обозреватель Тулеген Аскаров в октябре 2013 года отмечал, что смена главы Нацбанка было ожидаемым событием. Говоря о задачах, стоявших перед Кайратом Келимбетовым, он назвал это скорее политическим назначением. «В первую очередь забрать банковский сектор у олигархов, утративших политическое доверие. Шире это звучит как ослабление в целом банковских групп. За счет той же пенсионной системы. На бирже Нацбанк уже взял контрольный пакет, что нонсенс. На очереди страховой рынок. И на этом фоне Келимбетов выглядит типичным политическим назначенцем», – прокомментировал он смену главы Нацбанка в 2013 году.
Девальвации не будет
Через три дня после назначения Кайрата Келимбетова Национальный банк распространил пресс-релиз о том, что регулятор сохранит проводимую денежно-кредитную политику. В сообщении говорилось, что Нацбанк продолжит проведение прежней политики в отношении обменного курса национальной валюты. Интервенции на валютном рынке будут проводиться для сглаживания резких скачков обменного курса тенге, не оказывая влияния на формирование общего тренда, задаваемого рыночными предпосылками.
По нормам Конституции, согласие на назначение главы Нацбанка дает сенат Парламента РК. В октябре 2013 года, отвечая на вопрос депутатов относительно девальвации, Кайрат Келимбетов заверил, что поводов для беспокойства нет.
«Господин Марченко в прошлом провел девальвацию тенге, вследствие чего население очень потеряло в своих денежных ресурсах, особенно те, что были в банках. Не ожидается ли впереди такое? Не собирается ли правительство вашими руками сделать вторую стадию девальвации тенге?» - поинтересовалась тогда депутат сената Светлана Джалмагамбетова.
«Никаких оснований для беспокойства нет. Фундаментальные факторы, которые влияют на политику по обменному курсу национальной валюты, не претерпели изменений, это касается и цены на нефть, и ситуации с обменным курсом российской валюты, то есть никаких оснований для беспокойства нет. И Национальный банк продолжит политику по сглаживанию резких скачков обменного курса тенге», - ответил Кайрат Келимбетов.
На протяжении всего октября и ноября 2013 года Нацбанк обещал казахстанцам, что курс национальной валюты будет стабильным.
В январе 2014 года Нацбанк распространил очередное сообщение о том, что причин для девальвации тенге нет. «При этом наблюдаемая в настоящее время незначительная корректировка обменного курса тенге происходит в рамках тренда в пределах, адекватных текущим экономическим условиям», – говорилось в пресс-релизе, распространенном 21 января 2014 года.
Однако, несмотря на все эти заявления, 11 февраля 2014 года в Казахстане наступил «черный вторник»: на Казахстанской фондовой бирже последняя сделка по доллару - 185,99 тенге. Девальвация составила около 20%.
«Действия Нацбанка вызывают сожаления. Мы предусматривали такой риск, когда Нацбанк возглавил Келимбетов. Это будет удар по бизнесу, по благосостоянию граждан. Конечно, социальное напряжение может вырасти. Власть в очередной раз подорвало доверие к себе, к собственной валюте. Хотя бы подготовили почву, чтобы не пострадали бизнес и люди. То, что они говорили (Нацбанк. – Kapital.kz) и какие действия происходят сейчас, вызывает разочарование», – прокомментировал тогда аналитик группы компаний FOREX CLUB Анатолий Хегай.
При этом сам глава Нацбанка Кайрат Келимбетов заявил, что узнал о предстоящей девальвации тенге накануне – 10 февраля.
«Лично я об этом узнал вчера ночью, сегодня утром об этом узнали работники Нацбанка, которые должны были оповестить журналистов о сегодняшней пресс-конференции. Никакой утечки информации из Нацбанка не было. Была ли утечка? Ее быть не могло, потому что решение мы приняли только вчера, после закрытия торгов на бирже. Но если были какие-то злоупотребления, или кто-то создавал ажиотажный спрос (на валюту. - Kapital.kz), то для регулирования этого процесса есть специально обученные люди, которые проведут соответствующую работу, подтвердят мои слова», - сообщил Кайрат Келимбетов.
После этой девальвации инициативная группа казахстанцев, а также активные пользователи социальных сетей потребовали отправить в отставку Кайрата Келимбетова. На это глава Нацбанка ответил: «У меня работодатель – глава государства, поэтому этот вопрос не ко мне».
Правда, уже на следующий день после девальвации, 12 февраля 2014 года, Кайрат Келимбетов все-таки признался, что к девальвации готовились полгода.
А в апреле он заявил, что девальвация была проведена законно. «Более того, на нас даже подавали в суд. Несколько было (случаев) подачи в суд. И суд рассмотрел – мы представили все соответствующие доказательства. Я думаю, там нет предмета незаконности. Все законно, все было вынужденно, к сожалению, в соответствии с той макроэкономической международной обстановкой, которая складывается глобальной. Поэтому беспокоиться о том, что все было проведено незаконно, поводов нет», – заверил Кайрат Келимбетов.
Все последующие месяцы Нацбанку приходилось с завидной регулярностью опровергать слухи о девальвации. Но заявлениям регулятора большинство уже не верило, и казахстанцы стали переводить тенговые вклады в валютные.
В июне 2014 года Кайрат Келимбетов заявил, что тенге стабилен. «Никакой девальвации не ожидается. Все это слухи. Напомню, что все пять лет между 2009-2015 годом слухи возникают с периодичностью 13 раз в год. Поскольку есть рынок спекулянтов, когда люди пытаются искусственно разогнать. Никакой почвы для этого нет. Цены на нефть сегодня высокие. Российский рубль укрепляется, но даже если он в определенной степени будет слабеть, и это нас не пугает. Я считаю, что у нас достаточный запас прочности создан», – заявил глава Нацбанка.
В августе 2014 года Национальный банк РК заявляет, что слухи о возможной девальвации тенге «являются беспочвенными, не имеющими никаких фундаментальных предпосылок под собой».
В сентябре 2014 года Кайрат Келимбетов назвал распространение слухов о девальвации финансовым терроризмом. И еще раз сказал - поводов для беспокойства нет. «Даже если кто-то будет звонить, как вот в случае с бомбой в аэропорту, приедем, успокоим - и все будет хорошо», - пообещал он.
В октябре 2014 он продолжал заверять казахстанцев в том, что падение цен на нефть и ослабление российской валюты не угрожают стабильности нацвалюты: «Мы считаем, что коридор 170-188 является равновесным курсом, который учитывает все изменения, происходящие в мире». Тогда же он открыл для всех истину, сказав что два раза в год девальвацию никто не проводит. И добавил, что, старается верить в то, что говорит. «Я стараюсь верить на 100% тому, что сам говорю, потому что если я не уверен, я обычно это не говорю», – попытался он объяснить логику своих действий.
С декабря 2014 года отдельные банкиры и бизнесмены стали говорить о необходимости проведения девальвации. Аргументировали тем, что из-за резкого падения российского рубля казахстанские экспортеры теряют свою конкурентоспособность. Тогда же РБК Quote включил тенге в десятку самых слабых валют.
В январе 2015 года Кайрат Келимбетов заявил, что курс рубля не должен сказываться на курсе тенге. «Я считаю, что для нас наиболее важным фактором являются цены на нефть, на сегодняшний день мы считаем недопустимым резкое колебание обменного курса», – заявил он.
11 февраля 2015 года (ровно через год после «черного вторника») Кайрат Келимбетов уже не был столь категоричен относительно стабильности тенге. Но пообещал, что Нацбанк не допустит одномоментной девальвации, корректировка валюты будет осуществляться плавно. «Если будут изменения на внешних рынках капитала, то, соответственно, мы не допустим одномоментной шоковой девальвации, а будем работать в рамках плавного и гибкого изменения обменного курса», - сказал Кайрат Келимбетов.
К лету 2015 года в Казахстане обострились девальвационные ожидания. О том, что тенге необходимо отпустить в свободное плавание или девальвировать, говорили уже не только банкиры и бизнесмены, но и международные эксперты и аналитики рейтинговых агентств. Но Кайрат Нематович продолжал уверять в том, что резких скачков не будет. «На 1 июня 2015 года официальный курс Нацбанка составил 185,95 тенге за 1 доллар. В настоящее время Нацбанк продолжает проведение курсовой политики, направленной на сглаживание резких скачков и краткосрочной волатильности обменного курса», – сказал он на пленарном заседании Cената Парламента Казахстана.
Однако 15 июля 2015 года Нацбанк принял решение расширить коридор колебаний обменного курса тенге по отношению к доллару США с текущего 185 +3/-15 тенге до 185 +13/-15 тенге. Таким образом, коридор будет 170-198 тенге за один доллар.
20 августа 2015 года Казахстан перешел к свободно плавающему курсу тенге. И нацвалюта начала ставить «антирекорды» на KASE. 16 сентября в обменных пунктах курс продажи доллара достиг 301 тенге. На это отреагировал Нацбанк и начал проводить интервенции. 16 сентября объем валютных интервенций Национального банка составил 144 млн долларов, 17 сентября – 270,4 млн долларов, 18 сентября – 67,2 млн долларов, 21 сентября – 213,1 млн долларов, 25 сентября – 41,95 млн долларов, 29 сентября – 137 млн долларов, 30 сентября – 225 млн долларов, 1 октября – 119,9 млн долларов, 2 октября - 106,5 млн долларов, 5 октября – 54,5 млн долларов, 6 октября – 20 млн долларов, 7 октября – 66,6 млн долларов.
23 октября 2015 года Кайрат Келимбетов заявил, что реальный равновесный курс тенге на 2015-2016 год составляет 250-270 тенге за доллар.
30 сентября 2015 года ряд СМИ сообщили об отставке Кайрата Келимбетова. Нацбанк тогда опроверг это сообщение.
2 ноября 2015 года глава государства подписал указ об освобождении Кайрата Келимбетова с поста председателя Национального банка. На его место назначен Данияр Акишев.