В конце 2013 года будет наблюдаться такая же ситуация в отношении качества кредитного портфеля, что и в начале года. Реальных инструментов, чтобы такие институты, как например Фонд проблемных кредитов, ОУСА, заработали банкиры не видят. Об этом сообщил управляющий директор «Альянс банка» Жайдаржан Затаев на VII ежегодной конференции Fitch Ratings по Казахстану, передает корреспондент делового портала Kapital.kz
«Деятельность институтов по работе с проблемными кредитами зафиксирована только на бумаге. Но механизмы в этом направлении пока не проработаны, инструменты передачи «токсичных кредитов» пока также не отработаны. Мероприятия, проводимые со стороны государства эффективны только для оживления работающих компаний», - считает Жайдархан Затаев.
По словам г-на Затаева, у банков есть определенные условия при списывании кредитов. «Мы должны с «проблемным» кредитным портфелем разделить работающие компании, которые еще могут выжить. Такие проблемные компании не могут обслужить кредиты под 12% годовых, могут обслужить лишь под 6% годовых. Для таких заемщиков работает программа субсидирования процентных ставок. Но есть компании, которые не способны функционируя погашать кредиты под 6% годовых, и даже под 2% годовых. Соответственно такие компании нужно обанкротить», - проинформировал Затаев.
Как сообщил управляющий директор «Альянс банка», бремя очистки баланса банка полностью лежит на плечах банка. «Есть предприятия, у которых имеются долги перед банками, перед сотрудниками, перед налоговиками. В данном случае банки должны выступать в роли локомотива и банкротить данные предприятия. Вопрос в том, что процесс банкротство происходит достаточно долго – минимум 2-3 года. К тому же компания защищается, проводятся процедуры реабилитации. Это означает, что 3 года компанию нельзя трогать, все это время компания не обслуживает никаких своих обязательств», - аргументировал свою позицию Затаев.
Так, по словам банкира в настоящее время работает достаточно жесткий «Закон о банкротстве». Как отметил Затаев, банк в принципе сможет списать «плохие» кредиты и до банкротства, но на это потребуются дополнительные средства.
«Банки должны заплатить налог. Чтобы списать 10 долларов, надо еще 100 долларов заработать. Списание нужно провести по ставке подоходного налога – 20%. Так, 20 долларов нужно заплатить за то, чтобы признать долг не работающим. Это довольно жесткая система и банки в этом отношении сильно зарегулированы», - пояснил банкир.
Как отметил банкир, еще одной проблемой является то, что нет «Закона о банкротстве физических лиц». По информации Затаева данный законопроект был предложен 2 года назад и дискуссии по этому вопросу пока не проводятся. Банкир уточнил, что «Закон о банкротств юридических лиц» имеется.
«Также нет закона о коллекторах. И тут опять встает вопрос: «В каком поле работать банкам? Банки постоянно получают жалобы: клиенты жалуются регулятору и Комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций в свою очередь применяет санкции к банкам. Например, клиент имеет право взять кредит на 10 тыс. долларов и потом через некоторое время не платить по нему. Но почему-то банк не имеет право звонить ему вечером домой, допустим в 10 часов вечера. Почему банк не имеет право взыскать деньги, тем более что это деньги вкладчика?», - комментирует Затаев.
Как отметил Затаев, тем компаниям, которые не в состоянии отвечать по своим обязательствам может помочь программа рефинансирования. «Например, мы работали с ипотекой в 2009, 2010 году и предлагали нашим клиентам, которые попали в условия ипотечного кризиса, воспользоваться программой рефинансирования. То есть например 60% наших клиентов справились с предложенной реструктуризацией, 40% нет», - проинформировал Жайдархан Затаев.
По словам банкира эти 40% кредитов надо списать, обанкротить компании.
«В данном случае банк должен подать на них в суд, чтобы это все было законно, получить решение суда. Этот судебный лист передается государственным судебным исполнителям. Это, к сожалению, совсем другой институт. Он работает по своим законам, которые не прозрачны и эффективность которых очень плохая. Мы проанализировали работу государственных судебных исполнителей в 2010, 2011, 2012 году и они имеют эффективность на уровне 1-2%. Например, у судебных исполнителей находятся решения судов примерно на 100 млрд. тенге их эффективность 1 млрд. тенге в год. То есть чтобы получить 100 млрд. тенге в год банкам нужно 100 лет, чтобы работать с такой эффективностью», - пояснил Затаев.
Как считает Затаев, к сожалению, Фонд проблемных кредитов не работает. «Многие банки открыли ОУСА, но опять-таки механизмов как передавать кредиты, за счет списания по балансовой стоимости или по чистой стоимости за минусом провизий? И опять таки очень много вопросов пересекается с налоговым кодексом», - пояснил Затаев.