USD
448.89₸
+0.080
EUR
477.93₸
+1.110
RUB
4.76₸
-0.010
BRENT
87.58$
+0.060
BTC
61618.60$
-30.500

Продолжат ли казахстанские банки работать с платежной системой «МИР»?

Отдельные финансовые институты уже прорабатывают меры по прекращению деловых отношений с российской Национальной системой платежных карт

Share
Share
Share
Tweet
Share
Продолжат ли казахстанские банки работать с платежной системой «МИР»?- Kapital.kz

Продолжат ли казахстанские банки взаимодействовать с платежной системой «МИР»? Какие действия предпринимают фининституты, чтобы избежать рисков вторичных санкций и как на это реагирует государство? Ситуацию выяснил корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Отметим, что Национальная система платежных карт (НСПК), которая является оператором российских карт «МИР», была включена в санкционный список США (SDN OFAC) в соответствии с обновленным исполнительным указом Президента США №14024 от 23 февраля текущего года.

До этого события в Казахстане карту «МИР» обслуживали только пять финансовых институтов -  Halyk Bank, Банк ЦентрКредит, Freedom Bank, Bereke Bank и Банк ВТБ.  

В ответ на запрос корреспондента издания в Национальном банке РК пояснили, что отечественные банки, взаимодействующие с платежной системой «МИР», на данный момент проводят необходимый анализ, консультации с собственными контрпартнерами, а также оценку рисков для принятия решений.

«При этом решение об участии в платежных системах принимается банками самостоятельно, исходя из коммерческого интереса и экономической целесообразности, а также оценки имеющихся рисков для их деятельности», - обратили внимание в Нацбанке.

Подобный комментарий был получен и от Агентства по регулированию и развитию финансового рынка.

«Согласно требованиям казахстанского законодательства, банки должны самостоятельно оценивать подверженность проводимых операций комплаенс-риску, в том числе риску нарушения законодательства иностранных государств и риску наложения вторичных санкций», - добавили в АРРФР.

В агентстве уточнили, что американский регулятор установил срок на завершение всех операций с участием НСПК до 8 апреля.

«В этой связи казахстанские банки, с учетом установленного OFAC срока для завершения операций, должны самостоятельно оценить имеющиеся риски и принять решения по дальнейшему взаимодействию с НСПК и обслуживанию карт «МИР», - резюмировали в АРРФР.

Однако часть банков уже начала прорабатывать меры, направленные на прекращение деловых отношений с НСПК в пределах сроков, установленных OFAC. В их числе бывшая дочка Сбербанка России - Bereke Bank, который прекратил эмиссию дебетовых карт «МИР» еще с сентября 2022 года после того, как акционером финансового института стал национальный холдинг «Байтерек». «Обслуживание (эквайринг) ранее выпущенных карт доступно только в сети банка», - объяснили в Bereke Bank.

Самый крупный банк Казахстана Halyk тоже обозначил свою позицию в связи с включением в санкционный список США OFAC SDN «Национальной системы платежных карт» - оператора платежной системы «МИР». «Банк при осуществлении своей деятельности прямо/косвенно не осуществляет сотрудничество с лицами, включенными в вышеуказанный список», - прокомментировали в Halyk Bank.

В Банке ЦентрКредит, который после объединения с бывшей дочкой «Альфа-Банка» вошел в первую тройку игроков рынка, отметили, что с 26 февраля 2024 года он не обслуживает карты «МИР» российского оператора «Национальная система платежных карт», так как компания находится под санкциями. По этой же причине не принимается оплата картами «МИР» в POS-терминалах, а также данные карты не обслуживаются в банкоматах и платежных терминалах БЦК. «Банк при обслуживании клиентов и проведении операций соблюдает действующие международные экономические санкции. Санкционные перечни регулярно обновляются и контролируются со стороны банка», -  подчеркнули в Банке ЦентрКредит.

В свою очередь во Freedom Bank в рамках принятия мер по управлению комплаенс-риском были учтены нововведения в санкционное законодательство США от 23 февраля 2024 года. В частности, в настоящий момент финансовый институт рассматривает вопрос по мероприятиям, направленным на минимизацию риска применения вторичных санкций иностранных юрисдикций, негативной реакции иностранных банков-корреспондентов, претензионных дел или мер административного, уголовного воздействия в отношении связанных сторон банка со стороны уполномоченных органов иностранных государственных лиц.

«На время рассмотрения вопроса корректного порядка действий в текущей международной правовой обстановке банком принято решение о приостановлении работы по операциям, затрагивающим платежную систему «МИР», - рассказали во Freedom Bank.

Между тем Банк ВТБ (Казахстан), находящийся уже как два года под санкциями, продолжает в прежнем режиме поддерживать карты платежной системы «МИР» в собственной инфраструктуре. Держатели карт беспрепятственно могут снимать в банкоматах наличные. «По картам доступны переводы, в том числе трансграничные, онлайн-покупки в интернет-магазинах и сервисах, поддерживающих российскую платежную систему, а также оплата услуг в онлайн-банке», - уточнили в пресс-службе дочернего российского банка.

На данный момент Банк ВТБ (Казахстан) выпустил более 27 тыс. карт «МИР», POS-терминалы для обслуживания карт «МИР» установлены в 146 торговых точках по всей стране.

Напомним, в начале мая прошлого года глава Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова заявляла, что АРРФР совместно с Нацбанком на тот момент обращались официально к американскому регулятору OFAC за разрешением продолжать обслуживание платежной карты «МИР» на территории Казахстана, и соответствующее разрешение в тот период было получено. По ее словам, это было необходимо, чтобы обеспечивать жизнедеятельность российских граждан.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.