USD
443.35₸
-0.870
EUR
475.54₸
-0.840
RUB
4.82₸
BRENT
89.35$
BTC
62764.80$
-1028.700

Как регулятор планирует усилить защиту прав заемщиков

Одна из предлагаемых поправок касается кредитного мошенничества - банки хотят обязать сообщать клиентам о поступлении заявки на кредит

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Валерия Змейкова

Фото: Валерия Змейкова

Агентство по регулированию и развитию финансового рынка планирует внести изменения в правила предоставления банковских услуг. Новые нормы разработаны для усиления защиты прав заемщиков и противодействия кредитному мошенничеству. Документ будет находиться в публичном обсуждении на портале «Открытые НПА» до 11 октября 2023 года, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

В постановление правления Национального банка от 28 июля 2017 года № 136 «Об утверждении Правил предоставления банковских услуг и рассмотрения банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обращений клиентов, возникающих в процессе предоставления банковских услуг» планируют внести следующие изменения:

- размер вознаграждения и годовой эффективной ставки вознаграждения указывается с учетом верхнего и нижнего диапазона по каждому виду банковского займа и вклада;

- реклама банковских займов обеспечивается сопровождающим сообщением об ответственности заемщика в случае невыполнения обязательств по договору банковского займа. В сообщении указываются сведения о правах банка по: начислению неустойки (штрафа, пени); обращению взыскания на деньги, имеющиеся на банковских счетах заемщика; передаче задолженности на досудебное взыскание и урегулирование коллекторскому агентству; обращению с иском в суд;

«Агентство предлагает указывать диапазон предельных ставок вознаграждения при рекламе займов, а также сообщать об ответственности должников при неисполнении ими обязательств по займу. Мера будет способствовать полноте и прозрачности предлагаемых банками услуг и правильному восприятию клиентами информации о полной стоимости продукта. Также диапазон ставок будет указан по каждому виду банковского займа или вклада, что исключит возможность указания в рекламе ставки вознаграждения от минимального до максимального показателя (к примеру, от 1% до 56%). Для полноценного понимания потребителями всех рисков предлагается в рекламе сообщать об ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по займу», - говорится в обосновании к документу.

- банк до заключения договора банковского займа уведомляет клиента о поступлении заявления о предоставлении кредита через сообщение или звонок на зарегистрированный за клиентом абонентский номер с запросом подтверждения от клиента. Банк имеет основания на заключение договора займа в случае подтверждения клиентом информации о направлении заявления о предоставлении банковского займа;

Эту поправку планируют внести для исполнения пункта 14 Дорожной карты по реализации механизмов противодействия кредитному мошенничеству. Предусматривается ввести требование к банкам по уведомлению клиента о поступлении заявки на получение кредита, а также возможности зачисления денег на счет клиента только после получения его подтверждения на оформление кредита.

- банк не позднее 20 календарных дней с даты наступления просрочки исполнения обязательств по договору займа направляет заемщику способом и в сроки, предусмотренные в договоре банковского займа, уведомление о наличии просроченной задолженности по принятым обязательствам;

- взаимодействие банка с заемщиком, имеющим просроченную задолженность, или его представителем, или третьим лицом, связанным обязательствами с кредитором, осуществляется:

1) с 8:00 до 21:00 в будние дни по месту жительства либо месту нахождения, либо месту регистрации заемщика, если иной период взаимодействия из предложенного банком в пределах указанного в настоящем подпункте периода времени не определен заемщиком при личном обращении;
2) не более трех раз в неделю и не более одного раза с 8.00 до 21.00 часов в будние дни при личном контакте по инициативе банка по месту жительства или месту нахождения, или месту регистрации заемщика, или в помещении банка по месту его нахождения;
3) не более трех раз с 8:00 до 21:00 в будние дни посредством телефонных переговоров по инициативе банка;
4) с фиксацией процесса взаимодействия с помощью средств аудио- или видеотехники с аудиофиксацией.

- банк хранит материалы аудио- или видеозаписи в течение шести месяцев с даты взаимодействия с заемщиком;

- установление графика погашения задолженности по займу с ежемесячным платежом в размере не более 5% от суммы задолженности, если иной размер ежемесячного платежа не определен заемщиком;

Эту поправку разработчики документа предлагают внести для реабилитации заемщика и погашения просроченной задолженности.

- заемщик - физическое лицо обращается с заявлением о проведении процедуры реабилитации однократно в течение двух лет. В действующих правилах указан срок в пять лет;

«Предлагаем сократить срок проведения процедуры реабилитации до двух лет. Данная поправка будет способствовать урегулированию проблемной задолженности перед банком», - указывается в обосновании к проекту постановления.

- банк предоставляет клиенту в письменной форме информацию об условиях договора банковского вклада или договора банковского счета. Ознакомление клиента с информацией совершается путем подписания клиентом-физическим лицом информации;

- передача клиенту ответа на письменное обращение производится способом, предусмотренным договором банковских услуг. Ответ считается доставленным, если он направлен клиенту: по месту жительства, указанному в договоре банковских услуг либо обращении клиента, заказным письмом с уведомлением о его вручении; на адрес электронной почты, указанный в договоре о предоставлении банковских услуг либо обращении клиента с фиксированием получения ответа клиентом; путем отправки текстового сообщения или пуш-уведомления при условии получения отчета, подтверждающего доставку на абонентский номер сотовой связи клиента со ссылкой на интернет-ресурс, содержащий полный текст ответа клиенту; с использованием иных средств связи, предусмотренных договором банковских услуг, обеспечивающих фиксирование получение ответа клиентом. При явке клиента в банк ответ вручается под роспись лично в руки (или его уполномоченного представителя), о чем делается отметка в журнале регистрации письменных обращений. В случае возврата ответа с отметкой о невозможности его вручения адресату, получателю, либо в связи с отказом в его принятии, ответ считается переданным надлежащим образом.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.