Управляющий директор Ассоциации финансистов Казахстана, председатель общественного совета при ЕНПФ Ерлан Бурабаев считает, что норму об обязательных пенсионных взносах работодателей (ОПВР), которую планируют ввести с 1 января 2024 года, стоит откорректировать. В беседе с корреспондентом центра деловой информациии Kapital.kz эксперт рассказал об обсуждаемых инициативах.
- Ерлан Омурзакович, по вашему мнению, что необходимо изменить до введения обязательных пенсионных взносов работодателя? Какие инициативы обсуждаются на общественном совете при ЕНПФ?
- На недавнем заседании общественного совета мы снова подняли вопрос о корректировке нормы об обязательных пенсионных взносах работодателя в пользу работника. Напомню, ОПВР планируют вводить постепенно с 2024 года. Предполагается, что сначала работодатели будут отчислять за свой счет такие взносы в размере 1,5% от зарплаты работника, и ежегодно этот показатель будет увеличиваться на 1% до достижения 5% с 1 января 2028 года. Если помните, ввести такие взносы планировали еще в 2015 году, но неоднократно их введение переносили. На общественном совете мы подняли вопрос о том, чтобы ОПВР перечисляли на индивидуальный пенсионный счет вкладчика. По действующей же модели предполагается, что ОПВР будут перечислять на условные пенсионные счета (УПС) в ЕНПФ. То есть те средства, которые будут отчислять работодатели в ЕНПФ, де-факто не будут являться собственностью работника, а будут скорее «пенсионным налогом» для работодателя.
Сейчас ОПВР представляют собой распределительную систему. Она предполагает, что работнику, за которого перечисляют ОПВР, при выходе на пенсию будет выплачиваться ограниченная сумма. Вне зависимости от того, какую сумму за него перечислял работодатель. Например, за одного работника работодатель ежемесячно в ЕНПФ перечислял 1500 тенге (1,5% от зарплаты в 100 тыс. тенге), а за другого 15 тыс. тенге (от зарплаты в 1 млн тенге). Максимальный размер выплаты за счет ОПВР для первого и второго вкладчика будет одинаковым. Он не превысит двукратный размер прожиточного минимума, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. Но для двукратного размера выплаты нужен очень длительный период отчислений.
Получается, что ОПВР каждого из работников как бы распределяются между всеми участниками системы. Естественно, такая система демотивирует работодателя делать полный объем отчислений в пользу своего работника. Ведь этими средствами вкладчик не сможет в полной мере воспользоваться при выходе на пенсию – по законодательству РК они не являются его собственностью.
- Ерлан Омурзакович, работодатели официально озвучивали свою позицию по перечислению ОПВР на индивидуальные пенсионные счета вкладчиков?
- Конечно! Когда в сенате обсуждался этот вопрос, члены НПП «Атамекен» и многие крупные работодатели выступали против системы условных пенсионных отчислений.
- Насколько мне известно, вкладчики не смогут использовать ОПВР на улучшение жилищных условий или лечение при наличии сверхнакоплений в ЕНПФ…
- Да, так как ОПВР не являются их собственностью. Также в действующей редакции средства, накопленные на условных накопительных счетах за счет ОПВР, не наследуются.
Если же человек, которому работодатель перечислял ОПВР, не доживет до пенсионного возраста – взносы ОПВР будут перераспределены между другими вкладчиками. Это все элементы солидарной системы, и никакого накопления здесь нет.
- Обращались ли вы с письмом в госорганы, чтобы к вашей инициативе прислушались?
- Мы готовим письмо с нашей инициативой в Администрацию президента, Министерство труда и социальной защиты населения РК и другие профильные ведомства.
Вопрос по ОПВР обрел новый импульс в феврале 2023 года, когда проект Социального кодекса был внесен в сенат. В обсуждении помимо общественного совета при ЕНПФ принимали участие НПП «Атамекен», Министерство труда и соцзащиты населения, объединения работодателей. Но тогда к нам не прислушались. Надеюсь, сейчас инициатива общественного совета при ЕНПФ будет услышана.