Какие события произошли на рынке страхования Казахстана в прошлом году, что ждет его в 2023-м – об этом рассуждает автор экспертного телеграм-канала по страхованию Kerimbayev.Online, советник председателя правления Freedom Insurance Азамат Керимбаев.
2022 год начался с январских событий в Казахстане. После них страховые компании выплачивали убытки, которые понес бизнес. Несмотря на это, они не особо повлияли на деятельность крупного страхового бизнеса и страхование крупных рисков. По умолчанию терроризм и массовые волнения исключаются из страхового покрытия. Хотя были зафиксированы и крупные риски у таких компаний, как Sulpak, Alser, Jusan, но по ним выплат еще не было – их оформление занимает много времени.
При этом, согласно статданным, за первый месяц прошлого года по прямому страхованию было собрано 83 млрд тенге, что на 3% больше, чем в 2021 году.
Затем, в феврале, произошел военный конфликт между Россией и Украиной. Он сильнее повлиял на страхование, так как казахстанский страховой рынок стал ограничен в перестраховочном покрытии. Было непонятно, что попадет в санкционные списки, а что – нет, будут ли российские страховщики способны нести свои обязательства. В этот период Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка не стало предъявлять требования к капиталу, которые у нас применяются, пока формируется нагрузка при перестраховании в компании без международного рейтинга. Иначе рынок Казахстана не смог бы выдержать нагрузки в виде страхового тарифа, предназначенного для покрытия затрат. К тому же отсутствие альтернативы перестраховочного рейтинга также влечет за собой увеличение страховых тарифов, что в условиях 2022 года было не совсем правильно.
В середине 2022 года президент подписал изменения в акты, которые касались обязательного автострахования: изменились тарифы, введено понятие таргетированной убыточности. В целом эти изменения выравняют все тарифы по регионам в зависимости от их рискованности, и будет введено онлайн-урегулирование, запланированное на 2024 год.
В 2022 году завершился процесс передачи рисков по страхованию работников за несчастные случаи на производстве. По состоянию на 31 декабря все компании, кроме «ТрансОйла», успешно передали обязательства в компании по страхованию жизни.
Изменился качественный состав рынка в связи с покупкой в августе СК «Лондон-Алматы» компанией АО «Freedom Finance». Это сократило рынок на одну страховую фирму и помогло Freedom Insurance вырваться в топ-5 компаний по размеру активов в страховании.
Трансформация началась в сфере ОСМС - обязательном страховании ответственности работодателя перед работниками. В 2022 году начали рассматриваться вопросы передачи данного класса страхования в государственную корпорацию. При этом взносы планировалось «вшить» уже в ежемесячные платежи за заработную плату. Что это даст? Такая схема поможет покрыть 100% юридических лиц, которые нанимают работников в будущем.
В прошлом году также шло бурное обсуждение двух продуктов, связанных с обязательным страхованием медработников и страхованием имущества граждан при ЧС. Стоит отметить, что активно продолжалась цифровизация рынка страхования. Государственное кредитное бюро запустило много полезных сервисов, среди которых ЕСБД (Единая страховая база данных). В ней можно узнать историю автомобиля, а также цифровые документы, которые используются в страховом секторе.
Что ждет рынок в 2023 году?
Цифровизация. Мне кажется, что в 2023 году те страховщики, которые не хотели внедрять ее, будут вынуждены подтянуться к общему тренду. А те, кто хочет развивать цифровые страховые сервисы, предложат рынку свои решения. В этом плане 2023 год — хорошее время для рывка к тому, чтобы в 2024 году полностью перейти в онлайн-формат. Если страховые компании планируют заниматься обязательным автострахованием, то будут должны внедрить онлайн-выплаты. Если это случится, то думаю, что к 2024 году механизм европротокола заработает в полную силу.
Компании будут продолжать укрупняться. Осталась пара страховых компаний на рынке, которые не особо развиваются, и, скорее всего, их кто-то поглотит, так как ликвидировать компании у нас не любят. Таким образом, топ-5 страховых компаний рынка будут и дальше продолжать наращивать свою долю. К примеру, в этом году компания «Евразия» превысила свою долю в ОГПУ ВТС (обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельца транспортного средства) на 30%, и мне кажется, что в дальнейшем эта тенденция продолжится.
В 2023 году мы также переходим на новые методы оценки нормативов диверсификации. Раньше они рассчитывались по активам, а теперь они будут привязаны к страховым резервам — обязательствам страховых компаний. Если ранее они могли наращивать активы, не наращивая свой портфель, то благодаря введению новых методов оценки инвестиционная активность будет зависеть от их актива: чем больше портфель, тем больше размер инвестиций в одну бумагу. Если у вас маленький портфель, но большие активы, то вы будете ограничены в инвестиционной деятельности. И в условиях ограничения, скорее всего, страховщики будут вкладывать все свои активы в квазигосударственный сектор, в их облигации.
Таким образом, наступивший год будет проходить в русле цифровизации и укрупнения страховых компаний, что позволит данному рынку стать более развитым, диверсифицированным по продуктам. Уверен, что это позитивно скажется на полисодержателях, причем это касается как юридических, так и физических лиц.