Депутат Аманжан Жамалов на пленарном заседании мажилиса предложил расширить возможности казахстанцев при использовании пенсионных излишков, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Депутатский запрос он направил премьер-министру Алихану Смаилову и председателю Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Мадине Абылкасымовой.
«В Казахстане у человека зрелого возраста есть две основные проблемы: сначала как дожить до пенсии, а потом как выжить на эту пенсию?» - отметил депутат.
Именно поэтому в послании президента от 1 сентября текущего года было поручение существенно перезагрузить пенсионную систему, а в особенности, по мнению депутата, это касается ее накопительного компонента.
«Когда создавался Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ) в 2013 году, ему были переданы счета всех частных накопительных фондов. Ожидалось, что консолидация позволит более эффективно управлять пенсионными накоплениями, а часть из них даже направить на кредитование реальной экономики. Спустя 9 лет можно сделать грустный вывод, что не получилось ни того, ни другого. Доходность ЕНПФ за последние 12 месяцев (с октября 2021 года по сентябрь 2022 года - Ред.) составила 7,5%. При этом инфляция уже превысила 18%. То есть реальная доходность далеко отрицательная», - сделал вывод депутат.
ЕНПФ также не стал источником долгосрочного финансирования реальной экономики. Пенсионные накопления в основном вложены в государственные облигации, ценные бумаги банков и международных финансовых организаций.
«Мной уже ранее отмечалось, что основной причиной системной неэффективности накопительной пенсионной системы является монополия ЕНПФ на этом рынке. В своем послании президент четко дал поручение о демонополизации рынка управления пенсионными активами. Цитирую: «привлечь частные компании с безупречной репутацией и высокопрофессиональными командами». Что самое интересное, формально ЕНПФ выполнил поручение президента», - считает Аманжан Жамалов.
Так, ЕНПФ к управлению пенсионными активами привлек четыре управляющие компании (BCC Invest, Halyk Global Markets, Jusan Invest, «Сентрас Секьюритиз»).
«Им в доверительное управление передали смешную сумму в 9 млрд тенге, что составляет менее 1% от всех пенсионных накоплений. На сегодня инвестиционные показатели у них еще хуже, чем у ЕНПФ. Они вообще находятся в отрицательной зоне. По сути, это не частные пенсионные фонды, а брокерские компании. Можно уверенно сказать, что поручение президента выполнено формально как по форме, так и по содержанию», - уточнил мажилисмен.
Он обратился к правительству и регулятору с предложением рассмотреть возможность реальной демонополизации рынка управления пенсионными активами через их передачу реальным частным пенсионным фондам.
Аманжан Жамалов также обратился к кабмину с предложением вновь рассмотреть вопрос о снижении порога минимальной достаточности пенсионных накоплений, «особенно с учетом некорректности расчетов, проведенных при их повышении».
«Необходимо также при привлечении частных пенсионных фондов учесть этот опыт и разработать новый пакет стимулов для вкладчиков. Например, дать возможность гражданам изымать часть инвестиционного дохода, если этот инвестиционный доход превышает инфляцию», - предложил депутат.
По его мнению, в 2020 году главой государства было принято смелое и уникальное социальное решение по частичному изъятию гражданами пенсионных накоплений на различные цели, в том числе на улучшение жилищных условий и оплату лечения.
Этим правом воспользовались более 1,3 млн казахстанцев. На их спецсчета перевели порядка 3,2 трлн тенге.
«Я думаю, те, кто использовал свои пенсионные накопления, сегодня, на фоне отрицательной доходности ЕНПФ и текущей инфляции, благодарны Касым-Жомарту Кемелевичу за такое решение. На эти средства они купили квартиры, которые уже выросли в цене, поправили свое здоровье и так далее. После поднятия порога достаточности эта инициатива, фактически не имеющая аналогов в мире, сошла на нет. Есть информация, что в других странах уже внимательно изучают и используют наш опыт», - подчеркнул депутат.