Какие меры были приняты для расширения кредитования реального сектора – об этом рассказали в Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР). По данным ведомства, на корпоративное кредитование в этом году оказывали влияние ужесточение денежно-кредитных условий, повышение кредитных рисков корпоративных заемщиков на фоне роста неопределенности и замедления роста экономики, а также приостановление выдачи новых займов российскими дочерними банками в результате введения санкций.
Также сообщается, что по итогам 9 месяцев 2022 года кредиты экономике увеличились на 14,1%, до 21,1 трлн тенге, незначительно замедлившись по сравнению с 16% за такой же период прошлого года. В их структуре займы юридическим лицам выросли на 3,6%, до 8 трлн тенге.
По данным Национального банка, кредиты бизнесу, включая индивидуальных предпринимателей, увеличились на 5,2%, до 8,9 трлн тенге. Кредиты крупному бизнесу увеличились на 2,7%, до 3,3 трлн тенге. На динамику данного показателя в текущем году оказывали влияние крупные погашения, а также продолжение списания займов в рамках планов по снижению стрессовых активов.
В структуре кредитов бизнесу основная доля приходится на займы субъектам МСБ, которые за 9 месяцев 2022 года увеличились на 6,8%, до 5,6 трлн тенге, в том числе займы индивидуальным предпринимателям - на 23,2%, до 864 млрд тенге. Позитивная динамика также наблюдается по количеству заемщиков-субъектов МСБ, имеющих займы в банках, численность которых по сравнению со 167 тыс. на начало года увеличилась до 255 тыс. на 1 октября текущего года.
Рост кредитования МСБ был поддержан программой «Экономика простых вещей», мерами государственной поддержки в рамках Национального проекта по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы, предусматривающего субсидирование ставок, а также предоставлением гарантий по кредитам.
В Агентстве отметили, что важным показателем, отражающим спрос на кредитные ресурсы, является объем новых выданных займов. По итогам 9 месяцев 2022 года бизнесу было выдано 9 трлн тенге новых займов, что на 8,7% больше по сравнению с таким же периодом прошлого года. Вместе с тем на фоне ускорения инфляционных ожиданий, роста ставок в структуре выдачи новых займов 81% или 7,3 трлн тенге составляют кредиты сроком до 1 года, что отражает возросшую неопределенность у бизнеса относительно перспектив дальнейшего развития экономики.
В разрезе отраслей наибольший рост приходится на кредиты юридическим лицам, задействованным в сельском хозяйстве – на 16,3%, промышленности – на 10,6%, транспорте – на 6,9%. При этом наблюдается сокращение объемов кредитования в строительстве на 6,7%, что связано с приостановкой строительных процессов на фоне снижения количества активных предприятий в секторе, удорожания строительных материалов, а также нарушения глобальных логистических цепочек.
По поручению главы государства в условиях ужесточения денежно-кредитных условий для обеспечения доступного и стабильного финансирования реального сектора экономики на основе предложений участников рынка были реализованы меры пруденциального стимулирования кредитования. Ключевым условием расширения банковского кредитования является наличие у банков достаточного объема капитала и ликвидности. Поэтому для снижения нагрузки на капитал при кредитовании субъектов МСБ коэффициенты риск-взвешивания по таким займам понижены до 50% до 1 января 2024 года. Это будет способствовать дальнейшему росту кредитов данной категории заемщиков.
Для уменьшения давления на ликвидность банков в условиях краткосрочной базы фондирования и расширения возможностей для кредитования до июля 2024 года значения коэффициентов покрытия ликвидности (LCR) и нетто стабильного фондирования (NSFR) понижены до 0,8 (Базельский стандарт – 1,0). При этом расширен перечень инструментов стабильного фондирования банков за счет депозитов юридических лиц с правом досрочного погашения.
А для смягчения залоговой политики банков до 2024 года повышены коэффициенты ликвидности по недвижимости и земельным участкам с 70% до 85%, по оборудованию, готовой продукции и ТМЗ – с 40% до 50%, по денежным средствам, поступающим в будущем по договорам ГЧП и off-take контрактам – с 0% до 50%. В качестве ликвидного обеспечения признаны гарантии и резервные аккредитивы банков-нерезидентов с рейтингом не ниже «А-», гарантии фонда «Даму», БРК, договоры страхования со страховыми организациями и зарубежными экспортно-кредитными агентствами с рейтингом не ниже «А».
Пересмотрены и триггеры кредитного обесценения, связанные со снижением выручки, коэффициента текущей ликвидности, потерей крупного клиента. Эта мера позволит снизить влияние факторов, связанных с изменением текущей экономической ситуации, на процесс принятия банками решений по кредитам и будет способствовать повышению уровня одобрения кредитных заявок бизнеса.
Для упрощения процедур получения кредитов предпринимателями отменена обязательность проверки итогов независимой оценки залога в виде недвижимости в городах республиканского значения и областных центрах по займам бизнесу не более 0,1% от капитала банка.
Чтобы расширить возможности банков по финансированию крупных бизнес-проектов предпринимателей, оптимизировали порядок расчета риска на одного заемщика. В частности, исключены косвенные критерии связанности и аффилированности, которые не указывают на наличие экономической зависимости для объединения заемщиков в связанную группу. Кроме того, связанность заемщиков через общее залоговое обеспечение будет признаваться в том случае, если его стоимость превышает 35% выдаваемого займа.
В Агентстве говорят, что все перечисленные меры будут способствовать дальнейшему расширению кредитования реального сектора экономики в условиях ухудшения макроэкономической ситуации. Вместе с тем подчеркивают, что меры носят временный характер и будут к 2024 году возвращены к уровням, установленным Базельскими стандартами.