Участились случаи телефонного мошенничества, когда злоумышленники звонят к казахстанцам, представляясь сотрудниками банка или правоохранительных органов. Они часто торопят и запугивают своих потенциальных жертв, об этом рассказал эксперт из Народного банка Казахстана Канат Елшибеков в ходе прямого эфира с представителями финрегулятора по теме финансовой грамотности.
Схема мошенничества, по словам эксперта, является обкатанной. Телефонные аферисты звонят в основном на мобильные телефоны граждан, используя SIP-телефонию и могут подменить любой номер, в том числе короткий номер финансовой организации. Либо же злоумышленники могут связаться со своей «жертвой» через сервисы обмена мгновенной информацией: чаще всего через WhatsApp или Telegram. В ходе переписки для доказательства того, что они представляют финансовую или иную организацию, они высылают фейковые служебные документы, заверенные непонятной печатью.
Они представляются сотрудниками банков, Нацбанка, полиции, прокуратуры и сообщают, что на имя граждан оформлены мошеннические кредиты. Для их аннулирования необходимо оформить так называемые «зеркальные» кредиты, либо перевести деньги на якобы безопасный счет, используя мобильное банковское приложение. Такие термины, как «зеркальный кредит», «безопасный счет», «страховая ячейка» употребляют только мошенники. Их задача – вывести собеседника из равновесия, внушить страх, мысль, что «потом будет поздно и деньги пропадут», посеять панику.
Также мошенники под тем же самым предлогом могут предложить гражданам скачать «умные» приложения на свой телефон, к примеру, AnyDesk и TeamViewer. Однако если это сделать, то мошенники могут удаленно подключиться к любым устройствам и получить полный доступ к онлайн-банкингу, сняв все деньги или реально оформить подставные кредиты на своих жертв.
К слову, на официальном сайте AnyDesk опубликовано предупреждение для пользователей касательно возможных мошеннических действий со стороны третьих лиц: «Ни один банк или компания не будут просить вас по телефону скачать ПО. Мошенников в первую очередь интересуют ваши деньги. Если кто-то, удаленно подключившись к вашему устройству, просит предоставить имя пользователя для банковской учетной записи или показать личные пароли, он наверняка является мошенником. Не следуйте их инструкциям! Даже если они говорят, что им надо заплатить, поскольку, по их утверждениям, они решили имеющуюся у вас проблему, не верьте им. Если вы чувствуете дискомфорт или опасность: прервите телефонный звонок, просто положив трубку!».
Если граждане поверили звонящим и перевели деньги мошенникам, то вернуть их практически невозможно. Мошенники сразу переводят средства на другие банковские карты и в последующем выводят через банкоматы или обменивают на криптовалюту.
В ходе прямого эфира Канат Елшибеков рассказал также о других распространенных схемах мошенничества, связанных с лжеинвестициями в проекты якобы крупных казахстанских компаний и обманом продавцов и покупателей на торговых онлайн-площадках.
Эксперт призвал не верить обещаниям быстрого, легкого дохода и гарантированного получения сверхвысокой прибыли. Он отметил, что мошенники часто прикрываются брендами известных банков, и чтобы не попасть на их уловку, следует перезвонить в ту организацию, от имени которой проводится опросник или размещена реклама.
Что касается схемы с объявлениями о покупке-продажи товаров через интернет, то ее часто используют мошенники на популярных торговых площадках Казахстана, представляясь покупателями. К примеру, продавцу, подавшему объявление, поступает звонок или сообщение в WhatsApp от покупателя, который согласен купить товар. Загвоздка якобы в том, что покупатель находится в другом городе или области. Он просит отправить товар через курьерскую доставку и потом высылает продавцу ссылку на сайт, где он якобы уже оплатил курьерскую доставку. Продавцу нужно только подтвердить, нажав на ссылку, чтобы его товар доставили до покупателя. Для этого продавец должен ввести на сайте данные свой банковской карты, на которую якобы поступит оплата за проданный товар. А именно 16 значный номер, срок действия карты, трехзначный код на обороте, код SMS-сообщения, поступивший на мобильный телефон. В итоге после всех манипуляций мошенники списывают с банковской карты жертвы происходит все имеющиеся денежные средства.
Как отметил Канат Елшибеков, в настоящее время на уловки мошенников попадаются люди практически всех возрастных категорий и разных социальных слоев. И чтобы противостоять мошенничеству и не стать их жертвой, нужно соблюдать следующие правила безопасности:
- не верьте, если вам звонят из банка и просят сообщить конфиденциальную информацию, в том числе реквизиты банковской карточки. Менеджеры банков не будут звонить первыми, чтобы запросить данную информацию, и они никогда не торопят и не запугивают своих клиентов
- если звонок вам показался странным, то завершите телефонный разговор и перезвоните в организацию, от чьей имени к вам звонили, чтобы уточнить информацию
- не оформлять под диктовку звонящих лиц «зеркальные» кредиты – их просто не существует
- не переводить средства на «безопасные счета» и «страховые ячейки»
- никому не сообщайте/не передавайте код из SMS-сообщения
- не загружайте по просьбе третьих лиц на свои гаджеты приложения, предоставляющие третьим лицам управление через удаленный доступ, к примеру, AnyDesk или TeamViewer Quick Support
- не участвуйте в розыгрышах и платных опросниках, в которых вам дают гарантию на получение приза или возврат средств при инвестициях и обещают «золотые горы».