«Индикатор Баффетта» пищит и горит красным, как лампочка системы предупреждения о неисправностях. Когда-то именно этот индикатор самого известного инвестора мира Уоррена Баффетта предсказал мировой финансовый кризис и крах пузыря доткомов. Индикатор достаточно прост — индекс Wilshire 5000 Total Market, отражающий суммарную рыночную стоимость фондового рынка США, делится на американский ВВП. Считается, что стоимость акций не должна отрываться от реальности самой экономики и, если она будет выше — ждите коррекцию или настоящий обвал. Так вот, по последним данным, объем рынка акций составил 46,69 трлн долларов, а ВВП — 22,72 трлн долларов. А это значит, что красная лампочка индикатора Баффетта достигла 205% — рынок акций оторвался от реальности более чем в два раза.
Сам Уоррен Баффетт продолжает верить в свой собственный индикатор. Если в начале 2020 года его компания держала в наличных деньгах (то есть не вкладывала ни в один из инструментов) чуть больше 120 млрд долларов, то на конец июня эта сумма выросла уже до 144,1 млрд долларов. Только за полгода, с декабря по июнь оракул из Омахи перевел в кеш почти 6 млрд долларов. Это значит, что Berkshire Hathaway верит в то, что в ближайшее время значительная часть акций может потерять в цене и готовится к массовым закупкам. Собственно, такие закупки «по низу рынка» в совокупности с огромным потоком новых денег и спасли фондовый рынок после обвала в марте 2020 года и позволили уже к ноябрю прошлого года устанавливать новые абсолютные максимумы по обвалившимся в марте индексам.
Однако по сравнению с 2008 и тем более с 2001 годом ситуация сильно поменялась. Во-первых, на рынке сейчас огромное количество денег, которые были влиты в экономику для преодоления кризиса. По разным оценкам, США потратили на поддержку собственной экономки до 40% ВВП. Эти средства позволили пережить рецессию и дождаться роста экономики, которая прямо сейчас догоняет фондовые рынки. Обычное последствие таких огромных вливаний — инфляция уже не заставила себя ждать — в июне инфляция в США ускорилась до 5,4%. Однако одно из неоклассических последствий — инфляция финансовых инструментов. Из-за того, что новонапечатанные деньги надо было куда-то вкладывать — цены на акции росли на фоне этих покупок без привязки к реальным показателям.
Во-вторых, прошлый год стал годом бума частных инвесторов. Второй вал ликвидности попал на рынок именно через них. В США проводилось несколько кампаний «вертолетных денег», то есть когда правительство раздает своим гражданам реальные доллары на покупки, чтобы стимулировать рост экономики. Однако не все люди тратили их на новые айфоны, от 25% до 35% граждан потратило их на покупки акций, той же компании Apple и других. Это привело к дальнейшей инфляции финансовых инструментов и дополнительному разделению на популярные и непопулярные у розницы акции. Первые могут позволить себе расти в полном отрыве от реальности, вторые пока еще больше привязаны к фундаментальным показателям, по которым рынок работал до этого.
Рынок США в моменте действительно выглядит перекупленно, если смотреть на различные мультипликаторы, но учитывая новую реальность, говорить о неминуемом срыве в пропасть нельзя. 100% полагаться на индикатор Баффетта не стоит и из-за его возможного статистического завышения, так как он не учитывает инфляцию финансовых инструментов. Также стоит учитывать, что на рынке все еще огромная куча денег, которая будет потрачена на выкуп активов в случае начала коррекции — такая ликвидность действует как страховка, которая не дает сорваться в пропасть.
В случае, если страховки не сработают, а денег не хватит ни у старых инстуциональных игроков, ни у новой армии частных инвесторов, ни у ФРС, которая однажды все-таки выключит печатный станок — мы действительно можем получить впечатляющий обвал, который тем не менее может закончиться без плачевных последствий для реальной экономики, если та к тому времени достаточно окрепнет. В этом и есть главное отличие от 2008 года, когда кризис затронул не только рынки, но и саму основу экономики. В этот раз есть шанс отделаться легкой коррекцией.
Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане