Казахстанский рынок логистики за последние годы сильно изменился. Это обусловлено глобальными экономическими трендами и внутренними трансформациями. Переориентация маршрутов, автоматизация процессов и активное развитие международных отношений с соседними странами стали основными факторами, влияющими на развитие логистической отрасли страны. Итоги 2024 года подводит Рената Зобова, директор казахстанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU».
Переориентация маршрутов: курс на Китай
Взаимная торговля Казахстана и Китая бьет очередные рекорды: за 10 месяцев 2024 года товарооборот между странами достиг 36,5 млрд долларов, что на 11% превышает показатели аналогичного периода прошлого года, сообщил МИД РК в начале декабря.
В то же время Казахстан стал полноценным транзитным хабом для торговли Китая с Европой и Россией. Так, за первые девять месяцев 2024 года объемы перевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ, Средний коридор), который соединяет КНР и ЕС, увеличились на 70%, составив 3,4 млн тонн. Значительная часть маршрута проходит по территории Казахстана. По планам развития транспортно-логистического потенциала РК через семь лет мощности ТМТМ позволят перевозить до 20 млн тонн грузов в год.
В рамках развития ТМТМ запущен контейнерный поезд, следующий по маршруту Китай-Казахстан-Азербайджан (часть пути контейнеры проходят по Каспийскому морю). Первый состав, состоящий из 61 контейнера, преодолел маршрут протяженностью 7 тыс. км за 11 дней. Ежемесячно планируется отправлять по 10 контейнерных поездов. Ранее доставка грузов из Китая по Среднему коридору в черноморские порты занимала около 53 дней, сейчас срок сокращен до 18 дней.
Для обеспечения бесперебойности растущего объема грузоперевозок Казахстан активно развивает инфраструктуру на границе с Китаем. Так, страны заключили государственные соглашения, нацеленные на развитие ТМТМ: договорились построить железную дорогу от города Аягоза до города Тачэн, а также третий железнодорожный пункт пропуска и терминальные объекты на границе.
В этом году реализовано несколько знаковых казахстанско-китайских проектов в сфере логистики. Открылся новый логистический терминал в сухом порту Сианя, построенный совместно с китайскими партнерами. Он соединил китайский город Шенси с Казахстаном, что ускорило доставку грузов в РК и далее в страны Центральной Азии и Европу. Модернизация транспортно-логистической инфраструктуры на автомобильном пункте пропуска «Алаколь» повысила его пропускную способность с 200 до 1000 грузовых автомобилей в сутки. В международном транспортно-логистическом центре Nur Zholy Customs Service появился склад временного хранения Dostyk Customs Service. Планируется расширение многофункционального грузоперевалочного железнодорожного терминала Dostyk TransTerminal.
Все эти проекты становятся драйвером роста рынка международных грузоперевозок. В третьем квартале 2024 года, по статистике «Биржи грузоперевозок ATI.SU», спрос на автомобильные грузоперевозки на экспортных направлениях вырос более чем в 3,5 раза. Количество заявок на перевозки из других стран в Казахстан выросло на 49%. Заметно увеличился спрос на перевозки из Китая — на 394% в годовом выражении и на 58% в сравнении со вторым кварталом 2024 года. Прогресс есть и по другим импортным направлениям — из России, Литвы, Турции и Узбекистана.
Укрепление международных связей
Казахстан укрепляет партнерские связи со странами Центральной Азии и Закавказья. Заключено соглашение об упрощении международных комбинированных грузовых перевозок между странами — членами Организации тюркских государств (ОТГ), в которую помимо РК входят Узбекистан, Кыргызстан, Турция, Азербайджан.
Крупнейшим партнеров Казахстана в Центральной Азии является Узбекистан (57% товарооборота со странами ЦА). На бизнес-форуме «Казахстан — Узбекистан» объявлено о планах достичь взаимного товарооборота в 10 млрд долларов в среднесрочной перспективе. Этому уже способствует электронная система выдачи разрешений для международных грузоперевозок между Казахстаном и Узбекистаном, введенная в 2024 году. Грузоперевозчики используют цифровые документы, которые получают без бюрократии прямо на погранпереходах.
Запланировано наращивание взаимного товарооборота Казахстана и Таджикистана. Стороны работают над Дорожной картой для увеличения объемов торговли в течение ближайших трех лет.
Авиаперевозчики Казахстана и Армении получили право выполнять взаимные полеты без ограничений. Также казахстанские автоперевозчики теперь освобождены от уплаты дорожного и экологического сборов на территории Армении.
Казахстан планирует увеличить объемы перевозки зерновых грузов через Каспийское море в Азербайджан, используя мощности Бакинского зернового терминала — совместного азербайджано-казахстанского предприятия, основанного в 2006 году.
Также Казахстан намерен поставлять зерно в Афганистан и далее в Пакистан через терминалы со своей западной границы. Для экспорта казахстанской пшеницы необходимо построить дополнительные склады на приграничных территориях и наладить логистику через Туркменистан.
Цифровизация логистики
В области цифровизации логистики хороший пример подает государство: еще в 2023 году казахстанские перевозчики получили возможность оформлять иностранные бланки разрешений (ИБР) или «дозволы» прямо при прохождении государственной границы с помощью сервиса «CarGoAlem», а также занимать онлайн-очередь на КПП с помощью сервиса «CarGoRuqsat». В декабре 2024 года стало известно, что Казахстан и Китай начнут обмениваться ИБР в электронной форме.
Еще один важный проект цифровизации: летом 2024 года реализован пилотный проект по декларированию экспресс-грузов через систему «Кеден» на всех таможенных постах в стране. Это существенно упрощает международные грузоперевозки.
Для участников рынка цифровизация — это не только прозрачность процессов, но и возможность существенной экономии ресурсов. Например, в «ручном» режиме логист тратит 2-2,5 часа на взаимодействие с грузом: мониторинг цен, поиск грузоперевозчика, оформление документов, контроль, отчетность. С помощью автоматизированной системы все эти операции займут не более 15-20 минут.
В Казахстане наблюдается рост интереса к внедрению систем GPS-мониторинга. Они позволяют в режиме реального времени отследить местоположение груза и его статус (разгрузка\погрузка, доставка, граница и т. д). За ходом перевозки могут наблюдать как логист, так и грузовладелец.
Все больше участников рынка вовлекаются в автоматизацию внутренних процессов — это видно по активному росту числа пользователей сервисов ATI.SU в Казахстане. Тренд мировой: объем глобального рынка автоматизации логистики будет расти на 11% ежегодно — с 32,70 млрд долларов в 2023 году до 77,61 млрд долларов к 2031 году.
Развитие e-commerce и его влияние на логистику
Рост электронной коммерции в Казахстане — еще один фактор, влияющий на развитие логистической сферы. Прогнозируется, что выручка на рынке электронной коммерции в Казахстане достигнет 3,04 млрд долларов в 2024 году, с ожидаемым среднегодовым темпом роста в 11,62% до 2029 года. К этому времени онлайн-покупки будут совершать 7,4 млн человек.
Ключевыми игроками e-commerce становятся маркетплейсы. Помимо собственных платформ в Казахстане развиваются крупные международные маркетплейсы. По данным на октябрь 2024 года, число пунктов выдачи Ozon достигло 800, Wildberries — 1230.
Развитие электронной коммерции способствует росту международных и внутренних грузоперевозок. Так, по данным «Биржи грузоперевозок ATI.SU», спрос на доставку грузов по Казахстану в третьем квартале 2024 года вырос на 154% в годовом выражении.
Усиление морских портов и аэропортов
Казахстан увеличит мощность своих портов с 21 млн тонн до 30 млн тонн к 2030 году. Одним из примеров таких мероприятий являются дноуглубительные работы в акваториях портов Курык и Актау. Кроме того, Казахстан рассматривает перспективу выхода к северным морям РФ через Обь-Иртышский бассейн. Ожидаемый объем перевозок по этому маршруту составляет 2-2,5 млн тонн.
Для реализации этих планов в Казахстане создают дополнительные контейнерные терминальные мощности, обновляют перегрузочную технику, упрощают таможенные и административные процедуры, а также цифровизируют перевозки по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) и коридору «Север-Юг». Это позволит удовлетворить растущие потребности в транспортировке грузов.
Воздушные гавани Казахстана трансформируются в мультимодальные центры, оказывающие полный спектр логистических услуг, включая распределение грузов. Для этого планируется привлечь инвесторов с опытом управления подобными объектами.
Пилотные специальные экономические зоны (СЭЗ) сначала появятся в аэропортах Астаны, Алматы, Шымкента и Актобе. В дальнейшем этот опыт будет использован другими региональными объектами. Сейчас во всех четырех аэропортах ведутся работы по реконструкции или модернизации с учетом новой концепции развития воздушных перевозок.
***
В целом Казахстан справляется с вызовами, связанными с увеличением объемов перевозок, активно адаптируется к изменениям в международной торговле и интегрируется в глобальные логистические цепочки. Автоматизация процессов помогает бизнесу извлекать больше выгоды из меняющихся условий работы, обеспечивая прозрачность процессов и ускоряя рутинные операции.