USD
522.49₸
EUR
547.88₸
RUB
5.06₸
BRENT
72.80$
+0.170
BTC
106493.00$
-106.000

Переориентация маршрутов: курс на Китай

Итоги развития логистики в Казахстане в 2024 году

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Казахстанский рынок логистики за последние годы сильно изменился. Это обусловлено глобальными экономическими трендами и внутренними трансформациями. Переориентация маршрутов, автоматизация процессов и активное развитие международных отношений с соседними странами стали основными факторами, влияющими на развитие логистической отрасли страны. Итоги 2024 года подводит Рената Зобова, директор казахстанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU».

Переориентация маршрутов: курс на Китай

Взаимная торговля Казахстана и Китая бьет очередные рекорды: за 10 месяцев 2024 года товарооборот между странами достиг 36,5 млрд долларов, что на 11% превышает показатели аналогичного периода прошлого года, сообщил МИД РК в начале декабря.

В то же время Казахстан стал полноценным транзитным хабом для торговли Китая с Европой и Россией. Так, за первые девять месяцев 2024 года объемы перевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ, Средний коридор), который соединяет КНР и ЕС, увеличились на 70%, составив 3,4 млн тонн. Значительная часть маршрута проходит по территории Казахстана. По планам развития транспортно-логистического потенциала РК через семь лет мощности ТМТМ позволят перевозить до 20 млн тонн грузов в год.

В рамках развития ТМТМ запущен контейнерный поезд, следующий по маршруту Китай-Казахстан-Азербайджан (часть пути контейнеры проходят по Каспийскому морю). Первый состав, состоящий из 61 контейнера, преодолел маршрут протяженностью 7 тыс. км за 11 дней. Ежемесячно планируется отправлять по 10 контейнерных поездов. Ранее доставка грузов из Китая по Среднему коридору в черноморские порты занимала около 53 дней, сейчас срок сокращен до 18 дней.

Для обеспечения бесперебойности растущего объема грузоперевозок Казахстан активно развивает инфраструктуру на границе с Китаем. Так, страны заключили государственные соглашения, нацеленные на развитие ТМТМ: договорились построить железную дорогу от города Аягоза до города Тачэн, а также третий железнодорожный пункт пропуска и терминальные объекты на границе.

В этом году реализовано несколько знаковых казахстанско-китайских проектов в сфере логистики. Открылся новый логистический терминал в сухом порту Сианя, построенный совместно с китайскими партнерами. Он соединил китайский город Шенси с Казахстаном, что ускорило доставку грузов в РК и далее в страны Центральной Азии и Европу. Модернизация транспортно-логистической инфраструктуры на автомобильном пункте пропуска «Алаколь» повысила его пропускную способность с 200 до 1000 грузовых автомобилей в сутки. В международном транспортно-логистическом центре Nur Zholy Customs Service появился склад временного хранения Dostyk Customs Service. Планируется расширение многофункционального грузоперевалочного железнодорожного терминала Dostyk TransTerminal.

Все эти проекты становятся драйвером роста рынка международных грузоперевозок. В третьем квартале 2024 года, по статистике «Биржи грузоперевозок ATI.SU», спрос на автомобильные грузоперевозки на экспортных направлениях вырос более чем в 3,5 раза. Количество заявок на перевозки из других стран в Казахстан выросло на 49%. Заметно увеличился спрос на перевозки из Китая — на 394% в годовом выражении и на 58% в сравнении со вторым кварталом 2024 года. Прогресс есть и по другим импортным направлениям — из России, Литвы, Турции и Узбекистана.

Укрепление международных связей

Казахстан укрепляет партнерские связи со странами Центральной Азии и Закавказья. Заключено соглашение об упрощении международных комбинированных грузовых перевозок между странами — членами Организации тюркских государств (ОТГ), в которую помимо РК входят Узбекистан, Кыргызстан, Турция, Азербайджан.

Крупнейшим партнеров Казахстана в Центральной Азии является Узбекистан (57% товарооборота со странами ЦА). На бизнес-форуме «Казахстан — Узбекистан» объявлено о планах достичь взаимного товарооборота в 10 млрд долларов в среднесрочной перспективе. Этому уже способствует электронная система выдачи разрешений для международных грузоперевозок между Казахстаном и Узбекистаном, введенная в 2024 году. Грузоперевозчики используют цифровые документы, которые получают без бюрократии прямо на погранпереходах.

Запланировано наращивание взаимного товарооборота Казахстана и Таджикистана. Стороны работают над Дорожной картой для увеличения объемов торговли в течение ближайших трех лет.

Авиаперевозчики Казахстана и Армении получили право выполнять взаимные полеты без ограничений. Также казахстанские автоперевозчики теперь освобождены от уплаты дорожного и экологического сборов на территории Армении.

Казахстан планирует увеличить объемы перевозки зерновых грузов через Каспийское море в Азербайджан, используя мощности Бакинского зернового терминала — совместного азербайджано-казахстанского предприятия, основанного в 2006 году.

Также Казахстан намерен поставлять зерно в Афганистан и далее в Пакистан через терминалы со своей западной границы. Для экспорта казахстанской пшеницы необходимо построить дополнительные склады на приграничных территориях и наладить логистику через Туркменистан.

Цифровизация логистики

В области цифровизации логистики хороший пример подает государство: еще в 2023 году казахстанские перевозчики получили возможность оформлять иностранные бланки разрешений (ИБР) или «дозволы» прямо при прохождении государственной границы с помощью сервиса «CarGoAlem», а также занимать онлайн-очередь на КПП с помощью сервиса «CarGoRuqsat». В декабре 2024 года стало известно, что Казахстан и Китай начнут обмениваться ИБР в электронной форме.

Еще один важный проект цифровизации: летом 2024 года реализован пилотный проект по декларированию экспресс-грузов через систему «Кеден» на всех таможенных постах в стране. Это существенно упрощает международные грузоперевозки.

Для участников рынка цифровизация — это не только прозрачность процессов, но и возможность существенной экономии ресурсов. Например, в «ручном» режиме логист тратит 2-2,5 часа на взаимодействие с грузом: мониторинг цен, поиск грузоперевозчика, 
оформление документов, контроль, отчетность. С помощью автоматизированной системы все эти операции займут не более 15-20 минут.

В Казахстане наблюдается рост интереса к внедрению систем GPS-мониторинга. Они позволяют в режиме реального времени отследить местоположение груза и его статус (разгрузка\погрузка, доставка, граница и т. д). За ходом перевозки могут наблюдать как логист, так и грузовладелец.

Все больше участников рынка вовлекаются в автоматизацию внутренних процессов — это видно по активному росту числа пользователей сервисов ATI.SU в Казахстане. Тренд мировой: объем глобального рынка автоматизации логистики будет расти на 11% ежегодно — с 32,70 млрд долларов в 2023 году до 77,61 млрд долларов к 2031 году.

Развитие e-commerce и его влияние на логистику

Рост электронной коммерции в Казахстане — еще один фактор, влияющий на развитие логистической сферы. Прогнозируется, что выручка на рынке электронной коммерции в Казахстане достигнет 3,04 млрд долларов в 2024 году, с ожидаемым среднегодовым темпом роста в 11,62% до 2029 года. К этому времени онлайн-покупки будут совершать 7,4 млн человек.

Ключевыми игроками e-commerce становятся маркетплейсы. Помимо собственных платформ в Казахстане развиваются крупные международные маркетплейсы. По данным на октябрь 2024 года, число пунктов выдачи Ozon достигло 800, Wildberries — 1230.

Развитие электронной коммерции способствует росту международных и внутренних грузоперевозок. Так, по данным «Биржи грузоперевозок ATI.SU», спрос на доставку грузов по Казахстану в третьем квартале 2024 года вырос на 154% в годовом выражении.

Усиление морских портов и аэропортов

Казахстан увеличит мощность своих портов с 21 млн тонн до 30 млн тонн к 2030 году. Одним из примеров таких мероприятий являются дноуглубительные работы в акваториях портов Курык и Актау. Кроме того, Казахстан рассматривает перспективу выхода к северным морям РФ через Обь-Иртышский бассейн. Ожидаемый объем перевозок по этому маршруту составляет 2-2,5 млн тонн.

Для реализации этих планов в Казахстане создают дополнительные контейнерные терминальные мощности, обновляют перегрузочную технику, упрощают таможенные и административные процедуры, а также цифровизируют перевозки по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) и коридору «Север-Юг». Это позволит удовлетворить растущие потребности в транспортировке грузов.

Воздушные гавани Казахстана трансформируются в мультимодальные центры, оказывающие полный спектр логистических услуг, включая распределение грузов. Для этого планируется привлечь инвесторов с опытом управления подобными объектами.

Пилотные специальные экономические зоны (СЭЗ) сначала появятся в аэропортах Астаны, Алматы, Шымкента и Актобе. В дальнейшем этот опыт будет использован другими региональными объектами. Сейчас во всех четырех аэропортах ведутся работы по реконструкции или модернизации с учетом новой концепции развития воздушных перевозок.

***

В целом Казахстан справляется с вызовами, связанными с увеличением объемов перевозок, активно адаптируется к изменениям в международной торговле и интегрируется в глобальные логистические цепочки. Автоматизация процессов помогает бизнесу извлекать больше выгоды из меняющихся условий работы, обеспечивая прозрачность процессов и ускоряя рутинные операции.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.