С созданием Таможенного Союза Казахстан стал площадкой для сбыта. Это связано не только со слабой конкурентоспособностью казахстанского бизнеса, но слабой поддержкой и отстаиванием интересов отечественного предпринимательства на уровне принятия общих документов.
Например, по решению комиссии ТС от 18 ноября 2010 года, объемы тарифных квот на замороженное мясо крупного рогатого скота составляет для Белоруссии – 2,5 тыс. тонн, для Казахстана – 10 тыс. тонн, а для России – 530 тыс. тонн!
Если объем Белоруссии можно понять как подушку от колебаний, так как у них вся советская система агропромышленного комплекса сохранилась. Объем России можно рассмотреть как реальный, но объем Казахстана просто смешной.
В Казахстане нет такой системы как в Белоруссии. Развалили и распустили все совхозы и колхозы. Нет племенного скота (количество племенного КРС составляет всего 2% от общего числа).
А общее поголовье КРС сократилось за 20 лет 630 РАЗ! Не на 630 процентов, а на 630 раз. Представьте что у вас заработанная плата 1 миллион тенге. Это очень хорошо. Теперь сократите на 630 раз, сколько останется? Копейки? Не устраивает Вас? Так точно так же, в Казахстане не хватает поголовья, соответственно не хватает мяса.
В первую очередь я поддерживаю казахстанских предпринимателей, особенно производителей, фермеров - реальных предпринимателей, нежели переработчиков. Однако, если мы сейчас серьезно не поддержим и не обеспечим должным образом мясом и переработчиков, то все они закроются, на прилавках будут товары союзников. И когда у нас будет мясо от фермера, он вынужден будет сдавать его уже переработчикам союзных стран. А они будут устанавливать цену по своему усмотрению. Таким образом, неразрешенность одного вопроса порождает многочисленные другие связанные с этим вопросы, нарушая всю систему АПК.
Удивительно, но вопросы агропромышленного комплекса в рамках ТС вел не Минсельхоз РК, а Минэкономразвития и торговли Казахстана.
Теперь всего 10 тыс. тонн мяса внутри Казахстана так же распределяется казахстанским предпринимателям не министерством сельского хозяйства, а МЭРТ РК. Как же непрофильное министерство может знать: кому сколько надо?! С каких пор МЭРТ начал взаимодействовать с сельхозпроизводителями?
Да, никак. Если посмотреть в список тех, кто получил право на ввоз мяса в рамках квоты, то вы найдете всего 5-6 переработчиков. Все остальные - посредники, ни переработчики и ни фермеры, а логистические (транспортные) организации. Зачем логистическим организациям мясо? Отвечаю! Чтобы перепродать, имея маржу и влияя на конечную цену! Так у Правительства РК вроде была позиция исключить все посреднические связи, чтобы нуждающиеся предприниматели имели прямой доступ к потребители. Так, почему же такое выборочное отношение?
Российские предприниматели, которые завозили мясо, теперь перепродают их на территории Казахстана. Таким образом, мы на государственном уровне сдали свои позиции из-за некомпетентности чиновников.
С созданием ТС выгоднее стало делать закупки за рубежом. Крылатые слова, но это правда. Согласно изменениям, точнее исключению норм Налогового Кодекса, казахстанский предприниматель может брать в лизинг транспорт в России условно за 100 тенге + платить за логистику, с Белоруссии так же, а чтобы купить с Казахстана 100 тенге + за логистику + 12% НДС! Абсурд! На эту тему депутат А. Тортаев озвучивал свой депутатский запрос. К сожалению реакции с профильного министерства не последовало.
По некоторым данным на 2012 год в бюджете заложено на закупку техники посредством лизинга через МСХ РК 130 млрд. тенге. Так, уже 9 месяц. Сколько мы денег потратили на закуп техники, не поддерживающих казахстанских предпринимателей? Открытый вопрос.
В Казахстане есть Карта индустриализации. Начали очень хорошо, благодаря чему многие создали свой бизнес. Так, согласно Земельному Кодексу, чтобы получить землю под бизнес, надо было представить бизнес-план, пройти комиссию, затем тебя включали в карту индустриализации и давали землю. Теперь, внесли изменения в постановление Правительства РК, где было указано, что теперь для того, чтобы включиться в Карту индустриализации необходимо иметь землю. А если у предпринимателя есть земля, то зачем ему включаться в Карту, так как основная поддержка была именно в вопросах получения земли под бизнес. Что раньше? Яйцо или курица?
Принимаются многочисленные программы по поддержке предпринимателей, особенно бизнеса на селе. Стартовала программа «С дипломом в аул», работает программа по обеспечению питьевой водой, есть программа по поддержке закупа скота из-за рубежа и т.д. Но, что делать в селе, если ты даже получил кредит по программе на строительство дома, получил землю и начал бизнес по завозу скота из-за рубежа, получая субсидии до 50% от стоимости, и даже получил технику в лизинг, но в местности нет воды? Нет воды - нет посева. Нет посева - нет скота. Нет скота и незачем техника, дом и бизнес в селе. Программа по обеспечению водой работает очень вяло. Есть поселки, где по 2 водокачки, при этом в данном ауле есть питьевая вода из колодца, а также есть плотина и отдельные источники!!! А рядом, в 25-ти км аул пустует. Ведь часть средств можно было бы направить на то, чтобы пробурили скважину. На юге страны насчитывается большое количество источников артезианских вод. При том, вода идет самотеком - не нужен мотор, электричество и т.д. Надо поддержать предпринимателя, который хотел заняться бизнесом в селе путем побурения за счет государства скважин! И такая поддержка более важна, чем все другие виды государственной поддержки с запросом нескончаемых отчетов от предпринимателя.
Помочь казахстанскому бизнесу не деньгами, а действием!
С созданием Таможенного Союза Казахстан стал площадкой для сбыта. Это связано не только со слабой конкурентоспособностью казахст...
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.