USD
420.76₸
EUR
498.60₸
RUB
5.60₸
BRENT
43.24$ ↑
+0.150
BTC
10854.00$ ↓
-0.023
ETH
371.90$ ↓
-0.035
LTC
46.71$ ↓
-0.044
ГлавнаяЭкспертыКак компаниям привлечь финансирование

Как компаниям привлечь финансирование

Супервайзер BCPD Ltd. Бота Жуманова о формулах успешного привлечения инвестиций

Что необходимо казахстанским компаниям для того, чтобы увеличить внешний приток средств в их бизнес? С какими проблемами они сталкиваются в процессе взаимодействия с иностранными инвесторами? А также почему нашей стране следует взращивать локальные кадры в области инвестиционных отношений и как они могут повлиять на справедливую стоимость акций предприятий? Об этом в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказала супервайзер BCPD Ltd. (Бюро непрерывного профессионального развития МФЦА) Бота Жуманова.

- Бота, на ваш взгляд, с какими проблемами сталкиваются сегодня отечественные компании при взаимодействии с потенциальными иностранными инвесторами?

- Сегодня многие фонды и инвестиционные дома прописывают свой мандат инвестиций, и Казахстан, как и многие страны СНГ, по разным причинам может находиться вне этих географических границ. Другими словами, каким бы привлекательным не был бизнес, инвесторы не будут вкладывать в компании данного региона.

В то же время международным инвесторам интересны быстрорастущие отрасли.

В этом плане нам нелегко предложить что-то «вкусное», также из-за неразвитости науки и инновационных разработок.

Другая проблема – стиль коммуникаций, особенно когда речь идет о стратегических инвесторах. Да, конечно, язык цифр, финансовой отчетности – универсален, но, как правило, он идет всегда на «гарнир», ведь основное блюдо – это топ-менеджмент. Поэтому важно, чтобы команда вызывала доверие и интерес.

Необходимо понимать, что инвесторы обладают большим периметром данных, в том числе и от компаний-конкурентов. Во многих сделках – основные договоренности и «химия» происходят на уровне людей, которые принимают решения. Только после этого подключаются «финансовые консильери» и начинают детализированное изучение сделки.

Самый большой вопрос во всех этих отношениях – прозрачность и репутация. Именно над этой стороной монеты и должны работать компании, которые хотят привлекать инвестиции.

- Что необходимо казахстанским компаниям для привлечения инвестиций в их бизнес?

- Если вы поговорите с deal-makers (люди, которые ведут сделки), то они очень часто сравнивают отношения между компаниями и инвесторами с процессом сватовства или женитьбой.

Любые инвестиции – это деньги, которые должны вернуться в будущем, и с учетом того, что сейчас это будущее вызывает опасения, инвесторы становятся все более осторожными, требовательными и даже «вредными». И здесь дело не только в финансовой отчетности за предыдущие периоды. Разумеется, хорошие цифры важны, но они составляют только 20% доли от положительного инвестиционного решения. При этом прошлые достижения не являются залогом успеха для предстоящих 5-10 лет, учитывая, что все вокруг стремительно меняется, в том числе и ранее успешные бизнес-модели.

Поэтому инвесторов больше интересует, как компания собирается развиваться в будущем – ее стратегия на ближайшие годы, когда они ожидают возврат инвестиций и получение прибыли.

Наряду с этим человеческий фактор имеет огромный вес – многие инвестиционные фонды внимательно изучают историю и, как я уже говорила, репутацию топ-менеджмента компаний.

Кроме того, невероятный оборот, особенно в коронакризис набирает внедрение принципов устойчивого развития ESG. Это широкий набор правил, начиная от корпоративного управления, сохранения экологии, гендерного равенства и заканчивая исключением использования «детского/рабского» труда в компаниях – поставщиках. По мнению большинства инвесторов, данные принципы позволяют бизнесу развиваться гармонично и устойчиво.

В свою очередь казахстанским компаниям следует срочно внедрять вышеперечисленные формулы успешного привлечения качественных инвесторов, ведь каждый день к последним поступают предложения с разных уголков мира.

Здесь хотелось бы особенно подчеркнуть значимость профессионалов, умеющих и желающих работать на международном уровне с инвесторами – IR-специалистов (invest-relations). Это отдельная профессия, которая активно развивается в мире, и спрос на нее растет с каждым днем, поскольку усложняется регулирование, законодательство и возникают новые вызовы.

- Что предполагает профессия IR-специалиста?

- На самом деле IR-специалист – первый контакт, централизованный для всех инвесторов, который представляет компанию на рынках капитала как контактное лицо. Этот специалист должен хорошо понимать требования регуляторов, биржи и различных законодательных актов, ведь ему нужно предоставлять инвесторам необходимый объем качественной информации, чтобы те могли принимать правильные инвестиционные решения. В Казахстане данная профессия кажется «экзотикой» наверное еще и потому, что мы отстаем от развитых рынков во многих вопросах лет эдак на десять.

Наряду с этим у IR-специалиста есть целый ряд задач – коммуникация с инвесторами, календарь обязательных мероприятий по раскрытию, публикации финансовых отчетностей на различных ресурсах, подготовка годового отчета, а также другой важной нефинансовой информации. Помимо этого к его обязанностям относится взаимодействие с аналитиками, мониторинг рынка, бирж, котировок конкурентных компаний, работа с антикризисными инструментами (если компания сталкивается с негативными новостями), организация встреч менеджмента с акционерами и инвесторами, координация всех заявлений представителей правления и должностных лиц, которые могут повлиять на стоимость акций, и многое другое.

Как вы видите, это широкий периметр обязанностей как внутри компании, так и с внешними стейкхолдерами.

С недавних пор британская ассоциация в набор профессиональных навыков IR-специалиста включила также знания по проектному управлению, так как появилась потребность работать в нескольких направлениях параллельно.

- Получается, что в своем роде IR-специалист может повлиять на справедливую стоимость акций компании?

- Это и есть основная задача IR-специалиста. Однако ошибочно считать, что его цель –максимально высоко поднимать стоимость акций. Это не так. Справедливая стоимость –цена, которая отражает устойчивость компании, а также риски, которые с ней связаны, и возможности развития бизнеса.

В этом смысле IR – нейтрален, он не имеет права вводить в заблуждение инвесторов, показывая исключительно благоприятные стороны. Поэтому он должен создавать такую инвестиционную историю, в которой будут отражены не только позитивные моменты, но и негативные, ведь нет ничего хуже разочарования инвесторов, с чем сегодня собственно и сталкиваются многие компании после выхода на рынки капитала.

- Есть ли в Казахстане на текущий момент такие специалисты? И что нужно, чтобы эта профессия развивалась у нас?

- В Казахстане сертифицированных IR-специалистов очень мало, фактически можно пересчитать по пальцам. Поэтому нам необходимо развивать данное направление, конечно, если мы хотим увеличивать поток инвестиций в страну. И в этом плане поддержка государства и бизнес-сообщества как раз была бы кстати.

Ни для кого не секрет, что все инвесторы желают видеть на другой стороне стола переговоров квалифицированные кадры, именно поэтому наши специалисты должны соответствовать международному уровню. Так же, как и способствовать тому,чтобы инвесторы не просто пришли, но еще и остались довольными.

Следует отметить, что в этом году Бюро по профессиональному развитию Международного финансового центра «Астана» (МФЦА) поддержало проведение первого набора на сертификационный курс по IR. Впервые за всю историю в Центрально-Азиатском регионе в июле мы совместно с Британской ассоциацией IR-специалистов провели обучение группы казахстанских экспертов, которые должны пройти экзамен на профессиональную сертификацию по отношениям с инвесторами. Это была инициатива самих участников курса.

Более того, они теперь планируют создать свою ассоциацию IR, чтобы развивать это направление в Казахстане и Центральной Азии, получив аккредитацию от международной IR-ассоциации.

Вообще, такие ассоциации особенно развиты на международных рынках капитала, например в Лондоне, Сингапуре и др. Они формируют и распространяют лучшие практики для специалистов, создают и устанавливают профессиональные стандарты.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Подпишитесь на дайджест

Краткий обзор главных новостей недели

Новости партнеров: