USD
498.34₸
EUR
519.72₸
RUB
4.85₸
BRENT
75.01$
+0.140
BTC
98337.30$
+317.300

Наталья Малярчук: Основной риск бизнеса – непредсказуемое госуправление

Что даст снижение участия государства в частном секторе?

Share
Share
Share
Tweet
Share
Наталья Малярчук: Основной риск бизнеса – непредсказуемое госуправление- Kapital.kz

Правительство разработало очередной пакет поправок в законодательство для улучшения условий ведения бизнеса. В их число включено и умное регулирование. Как пояснили в министерстве национальной экономики, оно включает в себя сервисную модель взаимодействия с бизнесом, автоматизацию системы управления рисками и умное дерегулирование. Предполагается, что с появлением этого инструмента госорганы, прежде чем вводить новое требование, будут проводить анализ его предполагаемого влияния на бизнес. О том, как на самом деле исполнители могут трактовать термин и что даст снижение участия государства в частном секторе в интервью «Капитал.kz» рассказала старший советник Kesarev Consulting Kazakhstan Наталья Малярчук.

- Наталья, глава государства поручил разработать оптимальные подходы к современному умному регулированию МСБ, в том числе и микробизнеса. Как вы относитесь к тому, чтобы перейти к такой форме регулирования по отношению к бизнесу?

- Контекст, в котором упоминается термин «умное регулирование», связан с задачей поддержки и увеличения деловой активности, упрощением условий ведения бизнеса в Казахстане. Видимо, министерство национальной экономики видит проблемы в текущем взаимодействии государства и МСБ, поэтому и указали на необходимость улучшений в данной сфере. Могу предположить, что исполнители поймут этот термин в контексте ИТ «smart management» или «больше мобильных приложений и цифровизации», а следовательно ненужных сервисов по прослеживаемости бизнес-процессов.

Если рассматривать текущие проблемы МСБ и в целом ведения бизнеса в Казахстане, где необходимо применять умное регулирование не в контексте цифровизации, то системными можно назвать следующие. Во-первых, нестабильность законодательства, когда регулирование меняется часто, бессистемно и большинство изменений направлено на решение задач узкого круга лиц, а не сферы МСБ в целом. Во-вторых, недостаточный, близкий к нулю диалог власти с бизнесом, когда мнение предпринимателей не учитывается в формировании стратегий и планов, а вводятся ультимативно и быстро. В-третьих, избыточное регулирование как для государства, так и для бизнеса. Сейчас складывается ситуация, когда администраторы госпрограмм и различного регулирования физически не в состоянии контролировать все процессы, которые они вводят. Не хватает ни специалистов, ни времени. И, наконец, коррупция.   

- Управление рисками, как я понимаю реформу, также входит в механизм умного регулирования. Обладает ли бизнес-сообщество навыками управления рисками? Ведь владельцы малого и микробизнеса скорее полагаются на интуицию, чем на усиление риск-менеджмента.

- Казахстанский бизнес обладает достаточными навыками в сфере управления рисками, планирования и выхода из кризиса. Может это оформлено не так красиво, как пишется в учебниках по бизнес-управлению, но они есть и вполне рабочие, если позволяют существовать частному сектору на протяжении стольких лет, кормить себя и давать работу тысячам людей.

В целом пора уже отойти от подходов в госуправлении по принципу «воспитатель – нерадивый ученик». Если посмотреть на тех, кто пишет программы развития для МСБ, то подавляющее большинство авторов не имеют и дня опыта работы в реальном секторе экономики. Они не представляют себе, как работает предприятие, из чего формируется стоимость товара или услуги, как выстраивается логистика и пр. При этом позволяют себе рассуждать о правильной или неправильной работе бизнеса. Необходимо понимать, что все модели управления в бизнесе, которые описаны в учебниках и цитируются многочисленными правительственными консультантами, описывают реальный опыт предпринимателей. Учебники и пособия созданы на практических примерах, а не наоборот. Основной риск казахстанского бизнеса – непредсказуемое госуправление. Но это скорее форс-мажор, чем отсутствие навыков прогнозировать риски и управлять ими.

- Какие технические инструменты необходимы МСБ для быстрого и качественного умного внедрения?

- Никаких. Государство не должно управлять бизнесом, точка. Если практика навязывания государством своего видения того, каким должен быть бизнес, как он должен работать, думать и сколько должен зарабатывать продолжится, ни к чему хорошему это не приведет. Бизнес – это частное предприятие от слова «предпринимать», которое создается для решения своих задач извлечения прибыли. Его создатель сам видит и планирует развитие своего дела. Государство не имеет права на принятие решений в частном бизнесе. Государство со своей стороны – это институт, который наделен обществом функциями контроля на вверенной территории, поддерживает верховенство закона и охрану прав и свобод человека, собирает налоги для дальнейшего их распределения в целях достижения общественного блага, выступает медиатором между различными слоями общества. Единственно правильным рецептом является невмешательство в дела друг друга и соблюдение законов обеими сторонами.  

- Считаете ли вы, что налогообложение малого бизнеса должно быть усовершенствовано? В каких формах?

- Если обобщать, то казахстанская система налогообложения достаточно современная и лояльная, если так можно сказать, к бизнесу. Но сейчас намечаются негативные тенденции, которые могут привести к очень плачевным результатам. Первое – несистемный подход к налоговой реформе, когда новые нормы конфликтуют или дублируют уже действующие. Это создает дополнительную административную нагрузку на бизнес и государство. Одним надо сдавать новые отчеты, другим их обрабатывать. Отчетов все больше и больше и уже не понять, когда заниматься созданием товаров и услуг, если надо сдавать отчеты государству. Второе – спешка, в которой предпринимается регулирование в налоговой сфере. Новое регулирование не тестируется, не анализируется на предмет возможности его исполнения, не обсуждается с бизнесом, к которому будет применяться. И поэтому требует постоянной доработки и настройки под существующую реальность Казахстана. Третье – государство некачественно планирует, на мой взгляд, налоговые сборы.

Сейчас налогообложение, в общем все сборы с предприятий, делится на две части. Первая – сборы и налоги в бюджет. Вторая – внебюджетные сборы, которые платятся частным компаниям, наделенным правительством осуществлять государственные функции и реализовывать госполитики, так называемые национальные операторы. Если контроль и надзор за первой частью, сборами в бюджет ведется достаточно качественно, то вторая часть сборов непрозрачна ни для государства, ни для бизнеса. Национальные операторы в Казахстане – это аналог средневековой, да и более ранней системы откупа, когда государство за определенную плату передавало право сбора налогов и других госсборов частным лицам. В нашем случае плата – это препоручение государственных функций. В итоге складывается ситуация, когда бюджет недополучает существенные суммы доходов, а порученная операторам работа не делается. Государство в попытках пополнить бюджет и решить заявленные задачи начинает усиливать свою часть в системе сборов, операторы продолжают работать и извлекать прибыль без критики своей работы со стороны своих нанимателей. А крайним остается бизнес.

- Как вы считаете, необходимо ли снизить участие государства в частном секторе? Какими способами этого можно достичь?

- Снижение участия государства в частном секторе – это залог успеха и государства, и бизнеса. Каждый должен заниматься своим делом. Государство всегда неэффективный менеджер в бизнесе. Просто потому, что  госуправленцы не являются специалистами во всех отраслях, которые пытаются усовершенствовать через навязывание своего видения того, как все должно развиваться. Это не упрек и не попытка обвинить чиновников в чем-то. Это реальность. Суперлюдей, которые бы разбирались во всем, нет. Попытки вмешательства государства в бизнес, тем более на стадии идеи, указания того, чем и как должны заниматься предприниматели, сокращают возможности рынка и экономики страны, возможности их развития.

- Какую перезагрузку нужно провести для МСБ в период коронакризиса? За какой период – по оптимистичным и пессимистичным прогнозам, этого можно достичь?

- Сложно что-либо прогнозировать сейчас, когда угроза карантинов и остановки предприятий остается актуальной. Здесь все зависит от решений правительства. Казахстан, как и многие страны стоит перед непростым выбором: сохранить экономику или остановить ее, бросив все силы на борьбу с вирусом. Все зависит от того, насколько правильный компромисс будет найден нашим правительством.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.