USD
488.11₸
-0.150
EUR
530.09₸
-0.450
RUB
5.01₸
-0.020
BRENT
72.94$
BTC
69382.30$
-3.500

Что меняется в земельном законодательстве Казахстана

Эксперт представил обзор важнейших поправок

Share
Share
Share
Tweet
Share
Что меняется в земельном законодательстве Казахстана- Kapital.kz

Земельное законодательство Казахстана меняется: за последнее время в него был внесен и готовится к внесению ряд изменений, которые улучшат ситуацию в этой сфере. Какие это изменения и что они принесут — деловому еженедельнику «Капитал.kz» рассказал Бакытжан Базарбек, юрист, эксперт по земельному праву.

Во благо мелких сельхозпроизводителей

Поправка, которая уже вступила в силу и которая отразила все предложения общественности и бизнеса и стала продолжением решения Земельной комиссии о наложении моратория на некоторые нормы Земельного кодекса РК, — это запрет предоставления в сельских населенных пунктах пастбищ в частную собственность и землепользование. Вторая существенная поправка, внесенная в Земельный кодекс, — пастбища, которые уже отданы в частные руки, будут возвращать в государственную собственность.

Сейчас ситуация такова, что местным жителям приходится пасти скот за километры, а то и десятки километров от населенного пункта, в котором они проживают, поскольку земли вокруг находятся в частной собственности и землепользовании. Это одна из причин оттока сельского населения в города и массовой безработицы на селе.

Внесенные поправки будут, как ожидается, способствовать возвращению населения в села — во-первых. Во-вторых, они создают условия для того, чтобы каждый сельский житель мог содержать скот, что будет способствовать сохранению мелких сельских производителей.

Более того, теперь принятый Закон РК «О пастбищах» и Земельный кодекс будут дополнять друг друга.

На границе все спокойно

Следующая поправка касается предоставления в частную собственность или землепользование земель сельскохозяйственного назначения в приграничных зонах: теперь это запрещено. Это сделано в интересах национальной безопасности и для создания условий для пограничной службы. В развитых странах пограничные земли в частную собственность или землепользование не отводятся, потому что это создает риск незаконной миграции населения из соседних стран, а вместе с этим — риски терроризма и экстремизма.

Часть земель в приграничных районах уже отведена в частную собственность или землепользование по всему Казахстану. Сколько — сказать сложно, нет необходимой статистики. Выработали особые условия в пункте 6 статьи 24 Земельного кодекса РК в части предоставления права временного землепользования гражданам сельхозземель в пределах пограничной зоны. При этом установили запрет на предоставление таких земель гражданам страны, состоящим в браке (супружестве) с иностранцами или лицами без гражданства, и юридическим лицам Республики Казахстан с иностранным участием. Также правительство должно определить, сколько составит буферная зона вдоль границы.

Самое главное, что дает эта поправка: она сводит к нулю любые правовые условия и предпосылки приобретения права землепользования на земли сельхозназначения иностранцам и юридическим лицам с иностранным участием.

Важно и то, что поправка касается именно земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, находящихся вблизи границы, она не касается.

ИЖС получит новые земли

Следующая поправка касается изъятия земель для государственных нужд в целях индивидуального жилищного строительства (ИЖС), в скором времени она вступит в силу. Правительство разработало механизм: в каждом населенном пункте есть земли сельхозназначения — десятки или сотни гектаров, они будут изыматься у сельхозпроизводителей, после изъятия их сегментируют, изменят целевое назначение, и они будут отведены под ИЖС — для граждан, которые стоят в очереди.

Конечно, нельзя говорить о том, что это кардинально сократит или ускорит очередь: все сельхозземли изымать не будут, только те, по которым с собственником земельного участка были достигнуты соглашения.

Помимо этого в целях дальнейшего предоставления под ИЖС будут изъяты также неиспользуемые по назначению земельные участки. О количестве говорить пока сложно, потому что нет информации о том, какие земли не осваиваются. Комитету по управлению земельными ресурсами Минсельхоза, местным исполнительным органам нужно определиться, какое количество земель не используется по назначению — необходимо провести мониторинг. Развитые страны используют для этих целей космический мониторинг.

Компенсация по рыночной стоимости

Поправки, касающиеся изъятия земель для государственных нужд, связаны с вопросом компенсации. Они прошли слушания в мажилисе и сенате, сейчас на финишной прямой. Ждем вступления в силу этих поправок.

Во всех случаях изъятия земель для госнужд, согласно предлагаемым поправкам, выплату компенсации предлагается осуществлять по рыночной стоимости — и когда земельный участок приобретен по гражданско-правовой сделке, и когда право собственности на землю возникло на основе решения суда, и когда земельный участок был предоставлен государством. Во всех случаях собственнику будет выплачена рыночная стоимость. Это революционная поправка: если ее примут, она улучшит положение граждан, которые получали и могли получить мизерную компенсацию за свои участки.

При этом возникают опасения, что профильное министерство — Минсельхоз, а также Минюст и Минфин не найдут общий язык по финансированию реализации этого законопроекта, поскольку на его реализацию нужны огромные средства, которыми бюджет не располагает.

Кодекс о недрах обрел союз с земельным законодательством

Принятие Кодекса РК «О недрах» также способствовало совершенствованию земельного законодательства. Раньше в земельном кодексе не было такой статьи, как предоставление земель для целей недропользования. Складывалась такая ситуация: многие недропользователи, получив геологический и горный отводы и заключив контракт, не оформляли земельный участок в рамках контракта. Этому способствовало еще то, что стоимость землеустроительного проекта и земельно-кадастровых работ очень высокая. В итоге их данные не были отражены в земельном кадастре. Естественно, это привело к тому, что местные исполнительные органы могли выдать земельные участки, посчитав их свободными, на различные цели — под ИЖС, ЛПХ (личное подсобное хозяйство, — прим. ред.). В результате на территориях, которые принадлежат недропользователям, появляются «чужие» гостиничные комплексы, торговые дома, заправочные станции.

Законодательные изменения, конечно, не сокращают расходов. Но они меняют подход, упрощают процедуру предоставления права недропользования и открывают возможности для привлечения инвесторов. Теперь, согласно принятому кодексу о недрах, земельные участки для разведки и добычи твердых полезных ископаемых и углеводородного сырья будут выдаваться по блочной системе и на основе принципа первой заявки. Это «революция» в данном вопросе, и если суть нововведений правильно донести до бизнеса, можно получить новых инвесторов. Упрощена процедура предоставления права недропользования, введена система лицензирования операций по недропользованию, поощряется геологоразведка, узаконивается старательство, и добыча подземных вод переводится в разряд операций по специальному водопользованию. Одним словом, плюсов много, главное, чтобы это все заработало.

Общественные советы изменят ситуацию

Прежде в Законе РК «О госимуществе» не был прописан такой институт, как общественный совет. Теперь он вводится законодательно. Что это дает? Например, когда местные исполнительные органы приступают к изъятию земель, зачастую они это делают неподготовленно. Земельный кодекс предполагает, что компенсация возможна в двух формах — денежной и натуральной (равноценный земельный участок). Но в реальности акиматы не предлагают собственникам, у которых изымаются земельные участки, равноценного земельного участка: в спецземельном фонде акимата земельных участков нет.

Общественные советы будут помогать в этом вопросе тем, что они получают право не согласовать постановление акимата об изъятии. Если акимат подошел к этому вопросу неподготовленно, например, изымает больше, чем нужно для реализации того или иного проекта, и не может при этом доказать необходимость этого, то общественный совет имеет право не согласовать постановление. Также — если собственнику не предоставляется равноценный земельный участок как форма компенсации.

Самый значимый момент — постановление об изъятии земель для госнужд публикуется в СМИ только после согласования общественным советом. Отсутствие согласования общественным советом является основанием для признания постановления недействительным. Это наделяет общественный совет особым статусом.

Все принятые и принимаемые поправки закладывают основание для дальнейшего совершенствования норм земельного законодательства в Казахстане.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.