Директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Евгений Винокуров о новых возможностях для Евразийского экономического союза.
В самый первый день своего президентства Дональд Трамп, только сев в свое кресло в Овальном кабинете, поставил крест на согласованном и подписанном Транстихоокеанском партнерстве (ТТП). Тем самым он выполнил одно из своих предвыборных обещаний. Это знаковое событие с массой последствий, в том числе для ЕАЭС.
Тема так называемых «мега-соглашений» встала на повестку дня около 10 лет. Потенциально она исключительно важна — такие мега-соглашения, как Транстихоокеанское и Трансатлантическое партнерства потенциально меняют правила игры в мировой экономике и особенно торговых отношений, отодвигаю на задний план механизмы ВТО. Но пока судьба у них трудная, и это очень неплохо для стран Евразийского союза.
Ратификация ТТП привела бы к формированию крупнейшей зоны свободной торговли в мире, охватывающей 12 стран, 1 млрд населения и 40% мирового ВВП. Среди этих 12 стран — все крупные экономики с выходом на Тихий океан, кроме КНР, Южной Кореи и России. Предположительно, оно привело бы к увеличению ВВП входящих стран на 1,1%, а объема торговли — на 11 % в долгосрочном периоде.
Почему же Трамп проводил кампанию против этого соглашения и подписал соответствующий документ на следующий день после вступления в должность? Сторонники ТТП указывали на макроэкономические эффекты — усиление конкурентоспособности ведущих отраслей с наиболее высокой добавленной стоимостью, рост налогов, выгоды для американского потребителя от более дешевого импорта.
Но кто был бы непосредственным бенефициаром в случае ратификации ТТП?
Наиболее существенно выиграл бы крупный бизнес и высокотехнологичные отрасли. Соглашение фактически лоббировало интересы американских корпораций инновационных секторов экономики (фармацевтика, биотехнологии, IT, электроника). В ходе переговоров США активно отстаивали положения о защите интеллектуальных прав собственности, технических и экологических стандартах, создавая таким образом комфортную площадку для своих производителей. Усиливалась защита патентов: фактически жесткие нормы защиты интеллектуальной собственности, действующие в США, возлагались на торговых партнеров. США вовсю пользовались своим весом и продвигали именно свои стандарты, стремясь закрепить свою роль генератора правил торговли, стандартов, технических регламентов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а если бы и Трансатлантическое партнерство стало реальностью — то в большей части мировой экономики.
Взамен США обнулили бы практически все импортные пошлины на промышленные товары и большинство пошлин на сельскохозяйственные, всего 18 000 тарифных позиций. Следствием стал бы переток рабочих мест в страны Азии. Это и стало основным аргументом Трампа: «жирные коты» не должны обогатиться за счет американского рабочего класса, Кремниевая долина и Бостон не должны жировать за счет Среднего Запада.
Теперь США собираются стать на путь двусторонних соглашений со странами-партнерами. По словам нового министра торговли Уилбура Росса, в двусторонних переговорах Америка «всегда сильнее» и может получить лучшие условия.
Что в этой истории важно для Eвразийского экономического союза (EАЭС)?
В долгосрочной перспективе — если и ТТП, и Трансатлантическое партнерство были бы реализованы, — EАЭС оказался бы в торгово-инвестиционной изоляции. Интеграционный блок, на который приходится всего 2,5% мирового ВВП, категорически не может себе этого позволить. Eму нужны комфортные выходы на мировые рынки, комфортные условия для встраивания в международное разделение труда и глобальные цепочки добавленной стоимости не только в качестве поставщика сырья.
Поэтому с системной точки зрения выход США из соглашения создает окно возможностей для EАЭС. Текущая внешнеторговая стратегия EАЭС предполагает создание ряда зон свободной торговли (ЗСТ), имеющих дополнительные компоненты, прежде всего регулирование инвестиционного режима. Эта стратегия правильная и отвечает текущим вызовам. Напомню, что компетенции по формированию единого таможенного тарифа и заключению соглашений о ЗСТ переданы на уровень EАЭС.
Теперь разрабатывать и заключать такие соглашения в Азиатско-Тихоокеанском регионе будет легче. ЗСТ с Вьетнамом уже работает. 20 декабря 2016 г. высший орган EАЭС признал целесообразным начать переговоры по заключению соглашения о ЗСТ с Сингапуром. Ожидается, что переговорный процесс пойдет по двум трекам: по торговле товарами будут договариваться Eвразийская экономическая комиссия и государства-члены, по торговле услугами и инвестициями — государства-члены при координации России.
Не исключено, что Новая Зеландия, вышедшая из переговоров весной 2014 г., снова постучится в дверь Eвразийской экономической комиссии. Вполне возможно, что теперь станет легче продвинуться с Южной Кореей, Индонезией, Таиландом, Чили. Пусть товарооборот с такими странами, как Чили, незначителен, но это полезные плацдармы, а товарооборот имеет свойство расти при создании благоприятных условий. Закрывшаяся за ТТП дверь приоткрывает окно возможностей по развитию торгово-экономических отношений EАЭС со странами Азиатско-Тихоокеанского бассейна.