Женщины, занимающие топовые позиции в крупных компаниях, для нас стали явлением все чаще встречающимся, но все же не обыденным. Елена Путилина, региональный вице-президент «Tupperware СНГ», лауреат премии «Лучший руководитель года-2013» – одна из таких представительниц современных бизнес-леди, которые добиваются успеха на международной деловой арене. Деловой еженедельник «Капитал.kz» обеседовал с г-жой Путилиной и узнал секреты успеха женщин в бизнесе и о достижениях Tupperware в Казахстане.
- Вы окончили Московский медицинский университет, работали практикующим врачом по многопрофильной медицинской системе, в международной фармацевтической компании Merck Sharp & Dohme (MSD) и Smith Kline Beecham. Ваша карьера успешно развивалась. Как вы пришли в Tupperware и решили кардинально сменить сферу деятельности?
- Этот переход был достаточно логичным. В медицину я попала в тот момент, когда в этой сфере уже началась реструктуризация. Из медицины я перебазировалась в фармацевтический бизнес, где в тот период стали появляться новые препараты и медикаменты, различные антибиотики и лекарственные средства. Эти глобальные изменения повлекли и перемены в моей жизни. В этот момент я начала сотрудничать с фармацевтической компанией. Нашей задачей было консультирование провизоров аптек, и мне это безумно нравилось. Но меня посещало чувство сожаления, так как мы не могли пригласить всех людей, желающих работать. В момент, когда я уже работала директором в фармацевтической компании, волею судьбы возникло такое приглашение на работу в Tupperware, где ситуация в вопросе найма персонала была другой.
Я фактически начинала этот бизнес с нуля. Когда я пришла в компанию, у Tupperware в СНГ было шесть дистрибьюторских центров. Передо мной стояла задача развить эту компанию. Такая задача была мне интересна.
Женский бизнес – это очень увлекательно. Более того, я поддерживаю лидерство и реализацию женщин во всем мире. У каждой женщины должна быть реальная возможность заниматься не только семьей и домом, но и карьерой, личным ростом. А в нашем деле можно сочетать творчество, интересы и карьеру. И вот я фактически с 2000 года работаю в этой компании.
- Под вашим руководством компании удалось выйти на рынок Казахстана, Украины, Азербайджана. В 2006 году Tupperware Brands Corporation выделяет регион России и стран СНГ в отдельный кластер. Как вам это удалось?
- Знаете, в первую очередь, этот бизнес выстраивается через людей и благодаря людям. В нашем конкретном случае все напрямую зависит от участия людей в бизнесе. И выходим мы на все рынки по такой методологии: сначала мы находим людей, которые потом проходят обучающие программы, на следующем этапе эти люди становятся менеджерами и проявляют себя, далее мы предлагаем им открыть дистрибьюторский центр.
Наша компания полностью финансирует открытие этого центра за счет выделения беспроцентного кредита сроком до года. А дальше, если у людей есть желание, то они всего добьются. Я верю, что если у человека есть настрой, то у него все получится.
Та перспектива и те возможности, которые открываются для наших женщин, они настолько привлекательны и инновационны, что позволяют создать определенный микроклимат. Попадая в такую среду, люди автоматически хотят в ней остаться и познакомить своих знакомых с этими возможностями.
Вот так этот бизнес развивается от человека к человеку. Интересен тот факт, что до 2010 года мы и на рекламу средств никаких не выделяли, так как наши сотрудники были живыми источниками информации.
- Помогает ли вам в ведении бизнеса то, что вы женщина?
- Вообще, я за микс женщин и мужчин в компании. В тандеме работать всегда легче и веселее. Гендерная вещь, она хороша тем, что одна сторона заинтересована в другой. Когда они охвачены едиными целями, тогда результат получается в два раза лучше, чем если бы они работали отдельно.
Мужчины легко замахиваются на большие цели, не сомневаясь в возможностях, а у женщин развиты уникальные способности к детализации, поступательному движению и умение вокруг себя все организовать и обо всех вокруг заботиться, все обустраивать. Это здорово реализуется в семейном бизнесе Tupperware.
- Tupperware с 2003 года официально представлена в Казахстане. Каких результатов удалось добиться за этот период и какие планы у компании на будущее в нашей стране?
- Более 16 тыс. человек работают сегодня в Казахстане с нашей компанией. Мы хотим, чтобы на следующий год эта цифра превысила 20 тыс. Также мы планируем открыть 10-20 центров по всей республике. С точки зрения перспектив развития мы растем более чем на 25% в этом году и планируем сохранить такие темпы.
Ежегодно наша компания реализует товар в Казахстане на десятки миллионов долларов.
- Насколько тяжело вести бизнес в нашей стране?
- На самом деле очень легко. В Казахстане одновременно сочетается тактичность и ответственность людей. Казахстанцы очень решительны в достижениях, но при этом они очень деликатны. Жители этой страны крайне гостеприимны, что непосредственно для нашего бизнеса важно. Более того, для нашего сегмента рынка немаловажно и то, что Казахстан не растерял своих кулинарных традиций и семейственность.
Развитие Казахстана также способствовало развитию бизнес-среды в стране и становлению предпринимателей. Мы инвестируем в республику средства, так как видим перспективы развития здесь. Более того, на этом рынке мы не видим конкурентов.
- Вы утверждаете, что на рынке у вас нет конкуренции. Но в Казахстане вы не можете не ощущать конкуренцию с китайской продукцией.
- Мы не ощущаем конкуренцию с китайской продукцией. Дело в том, что у нас 30 лет гарантии на продукцию. Наш продукт является экологически чистым, высококачественным.
Сегодня люди начали отличать полезное от вредного. Потребительский рынок не хочет приобретать как продукты питания, выращенные с использованием химии, так и не желает пользоваться низкокачественным пластиком. Мы же качество гарантируем.
Tupperware – единственная компания в мире, которая выпускает полимерную продукцию с 30-летней гарантией. Все остальные полимерные изделия ограничены по сроку действия в среднем на 3 года. Собственно, любой производитель полимерной продукции указывает на упаковке срок службы своего товара, это важно знать!
По этим причинам мы не рассматриваем китайскую продукцию как конкурентную. Здесь лишь вопрос выбора в пользу более качественного продукта или более дешевого. Все чаще люди выбирают качество.
- Какие советы по улучшению бизнес-среды в нашей республике вы бы могли дать?
- Мне бы хотелось, чтобы у казахстанцев было больше возможностей для реализации предпринимательской деятельности с точки зрения льготного налогообложения на первоначальном этапе развития бизнеса и более мягкого отношения налоговой инспекции. Поскольку обучение налоговому законодательству мало где проводят, и эти пробелы в образовании рождают страхи, что порой мешает начать собственный бизнес.
Было бы замечательно, если бы правительство оказывало поддержку предпринимателям. Также хотелось бы, чтобы упростили процесс сдачи различных отчетностей. В западных странах отчет сдают на одной странице, которую отсылают по электронной почте. Наша система отчетности более сложная, и если раньше этой работой занимались целые отделы, то сегодня все это должен делать сам предприниматель. Упрощение этой системы очень поможет росту предпринимательства в Казахстане и возможностей для людей.
- Какие советы вы бы дали молодым руководителям?
- В первую очередь, уважать технологии. Это очень важно, так как у нас постсоветское изобретательное мышление, нам приходилось очень многое додумывать. У нас смекалистый ум и нашим людям сложно делать простые вещи. Мы зачастую любим усложнять простые вещи и с охотой беремся за сложности.
Было бы замечательно, если бы мы смогли преодолеть эту особенность. Такое чувство, что для наших людей, когда все понятно – это неинтересно. Сегодня мы работаем в век доступности интернета, что позволяет нам изучать опыт различных успешных людей, а не изобретать что-то новое. Можно совершенствоваться в различных областях.
Также важно получать образование. Его можно получить из разных источников, и это необязательно должен быть университет. Это может быть и интернет, можно заниматься и самообразованием, вкладывать силы в собственный рост и развитие.
Следующим основополагающим моментом является процесс выстраивания отношений с людьми. На данном этапе люди разобщены и общаются часто посредством интернета. Для начинающего свой путь руководителя важно быть в социуме, так как отношения – основа для роста и успеха в бизнесе.