Право интеллектуальной собственности (ИС) относится к частному праву, и заботиться о своих правах на ИС должны правообладатели. Это право, а не обязанность компании регистрировать свои товарные знаки, патентовать изобретения, но без государственной регистрации такие права не охраняются.
В Казахстане регистрацией товарных знаков и патентов занимается Комитет по правам ИС министерства юстиции, активную помощь правообладателям оказывают патентные поверенные, такие фирмы как «БМФ Груп».
Как и во многих странах, поясняет управляющий партнер «БМФ Груп» Юрий Болотов, в Казахстане существуют и пираты, и присутствует контрафактная продукция, которая пользуется спросом из-за более низких цен, даже несмотря на то, что ее качество существенно ниже чем качество оригинальной. Наибольшее количество контрафакта, по оценке эксперта, относится к одежде, парфюмерии и косметике, алкогольной продукции. Потребитель при низкой стоимости товара не обращает внимания на качество упаковки, правильность написания товарного знака и прочее.
Более подробно о значении защиты прав на интеллектуальную собственность Юрий Болотов рассказал в интервью «Капитал.kz».
– Как ситуация с защитой прав потребителей влияет на имидж Казахстана и на развитие бизнеса в нашей стране?
– Защита ИС имеет, безусловно, политическое значение. Без должной защиты интеллектуальной собственности в Казахстан не придут крупные иностранные компании, а их присутствие во многом определяет имидж Казахстана. Ведь значительную долю стоимости крупных иностранных компаний составляют не их материальные активы (то есть не здания, земля, машины и оборудование), а, в первую очередь, интеллектуальная собственность, и не привлекательны те страны, где нет охраны этой части таких, уже нематериальных, активов компании.
– Как Вы считаете, что необходимо сделать для улучшения ситуации?
– Необходимо повышать уровень правовой грамотности населения, что приведет, с одной стороны, к повышению внимания производителей продукции к защите своей интеллектуальной собственности, и, с другой стороны, к отказу от покупок подделок со стороны потребителей.
Как показывают исследования международных организаций, пути распространения подделок зачастую совпадают с путями распространения наркотиков. Деньги, полученные от продажи наркотиков преступными сообществами, реинвестируются в производство и торговлю подделками и наоборот. Таким образом, покупая подделки, потребители финансируют преступников в гораздо большей степени, чем нанося вред конкретному производителю и владельцу товарного знака.
Подделки могут быть опасны для жизни и здоровья, но это уже вопрос качества и скорее только сопутствующий нарушениям прав на ИС.
– Как бизнесмен может оградить себя от нарушения прав на свою интеллектуальную собственность?
– Конечно, нужно знать, какие именно права у бизнесмена существуют. Есть ли у него ноу-хау, значимые знаки и логотипы, которые он размещает на своей продукции или при предоставлении услуг, нужно провести своеобразную инвентаризацию своих нематериальных активов. В крупных компаниях такая инвентаризация обычно требует помощи специалистов в области интеллектуальной собственности. Она трудоемка, но ее результаты весьма полезны. Затем решить, какие разработки нужно запатентовать, а что сохранить в качестве ноу-хау – коммерческой тайны, что поставить на бухгалтерский баланс компании, что можно коммерциализировать другими способами – выдать лицензию, продать, доработать и внедрить в производство.
Значимые бренды (или как их еще называют в повседневной жизни, логотипы или торговые марки) регистрируются в качестве товарных знаков, изобретения, промышленные образцы и другие объекты патентуются, в порядок приводятся трудовые договоры с сотрудниками, договоры с партнерскими компаниями. И, конечно, необходимо отслеживать нарушения своих прав и с нарушениями бороться.
Забота об интеллектуальной собственности всегда положительно влияет на восприятие компании инвесторами, особенно иностранными. Как и любое другое имущество, нет смысла просто иметь ИС, ее нужно использовать, а для эффективного и правильного использования ее нужно и охранять и защищать.
– Насколько процедура получения патента на свой продукт в РК удобна и проста? Существуют ли бюрократические проволочки или барьеры?
– Закрепленная законом процедура патентования в Казахстане значительно формализована и несущественно отличается от таких процедур в других странах. Вместе с тем, на наш взгляд, существуют возможности ее упрощения и сокращения сроков рассмотрения заявок. Над этими вопросами сейчас работают сотрудники Комитета по правам ИС, патентные поверенные, и мы полагаем, что улучшение законодательства и процедур себя ждать не заставит.
– Как влияет на работу казахстанского бизнеса тот факт, что многие национальные бренды запатентованы в других странах (к примеру, кумыс в Германии)?
– Регистрация товарных знаков и патентов имеет территориальный характер, иными словами, товарный знак или патент, зарегистрированные в Казахстане, не охраняются в других странах – в каждой стране, где есть необходимость в их защите, нужна регистрация. Иногда одна регистрации возможна в нескольких странах, например, на территории Европейского союза, но в отношении стран-соседей Казахстана – регистрация должна быть выполнена в каждой из этих стран отдельно.
Если бренд одного из наших производителей зарегистрирован в какой-либо стране как товарный знак, в эту страну уже ввоз продукции с этим товарным знаком будет незаконным, и казахстанскому производителю нужно будет или менять бренд для экспорта в эту страну, или платить за использование этого знака его владельцу.
Перед выходом на другие рынки нужно проверить, не будет ли ввоз продукции нарушать чужие права, а затем заранее позаботиться об охране собственных прав. Во всех случаях мы рекомендуем обращаться к патентным поверенным, специалистам в области ИС.
Мне неизвестны детали регистрации кумыса в Германии. Можно зарегистрировать новый способ его производства, новый его состав, но если действительно проведена регистрация традиционного рецепта, то такую регистрацию можно оспорить, и мы полагаем, что шансы выиграть это дело достаточно высоки.