USD
488.11₸
EUR
530.09₸
RUB
5.01₸
BRENT
72.94$
BTC
69502.40$
+116.600

Как МСБ избежать убытков?

В Kompetenz рассказали, почему компаниям стоит выделять бюджет на страхование

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как МСБ избежать убытков?- Kapital.kz

Малый и средний бизнес (МСБ) всегда был более уязвимым по сравнению с крупным. Даже, казалось бы, незначительная форс-мажорная ситуация может привести к миллионным убыткам. Владельцам небольших предприятий в случае форс-мажора приходится покрывать ущерб самостоятельно, зачастую жертвуя семейным бюджетом. Почему не нужно экономить на страховании, какие сейчас существуют тенденции на страховом рынке и каких перемен стоит ждать на финансовом рынке в интервью «Капитал.kz» рассказала председатель правления страховой компании Kompetenz Аида Айдарханова.

— Сейчас комфортно работать в страховом бизнесе?

— В настоящее время на страховом рынке происходит много изменений, появляются новые законодательные инициативы. Например, повышаются барьеры для входа на страховой рынок. В марте 2017 года для вновь открываемых страховых компаний почти в четыре раза был увеличен уставный капитал, с 1,2 млрд тенге до 4,7 млрд тенге. Казахстанский рынок все чаще следует современным трендам, и страховщики в своей деятельности успешно используют опыт западных страховых компаний. Так, в скором времени будет внедрен электронный страховой полис. Поправки в законодательство, регулирующее рынок электронных полисов, планируется внести в следующем году. К тому же сейчас активно обсуждается вопрос по Европротоколу, обязательному страхованию имущества от природных катастроф, обязательному медицинскому страхованию. Но в целом, конечно же, самое ожидаемое нововведение для страховщиков — внедрение электронного полиса, который упростит порядок и сроки заключения договоров.

— Насколько для страховых компаний затратно внедрение электронного полиса?

— Основные затраты по введению электронного полиса связаны для страховой компании с необходимостью разработки и внедрения программного обеспечения, а именно с сайтом, который бы помогал клиентам заключать договор страхования в один, три клика. Процесс работы сайта должен полностью соответствовать и быть синхронизированным с процессом приобретения полиса в режиме онлайн. Думаю, все расходы на внедрение электронных полисов будут в рамках бюджета страховщиков, кстати, расходы страховых компаний могут даже сократиться. За счет электронных полисов оптимизируются затраты страховщиков на агентов, которые сейчас занимают ощутимую долю расходов.

— По вашим оценкам, в 2018 году уже можно будет приобрести полис через электронный канал?

— Как отмечают в Нацбанке, законопроект, регулирующий работу рынка электронных полисов, должен вступить в силу в следующем году. Ориентир — январь 2018 года. Конечно, в первое время мы думаем, что массового спроса на приобретение электронных полисов страхования наблюдаться не будем. Поэтому страховым компаниям уже сегодня необходимо проводить обучение специалистов колл-центров и агентов для того, чтобы они могли разъяснить все преимущества онлайн-страхования и качественно проконсультировать клиентов.

— Как вы думаете, почему регулятор все-таки увеличил планку по уставному капиталу?

— Регулятор периодически говорит о том, что сейчас на рынке слишком много профучастников. Поэтому в последнее время мы наблюдаем тенденцию консолидации. Еще недавно на рынке была 31 компания, сейчас их не больше 25.

Если же говорить о том, что может значительно изменить ситуацию на рынке — это слияние «Казкоммерц-Полиса» и «Халык-Казахинстраха», так на рынке появится мегакрупный игрок, который во многом сможет определять и диктовать условия, которые придется принимать всем другим профучастникам. А небольшим страховым компаниям конкурировать с крупными игроками станет еще труднее.

— Как вы считаете, возможно, не стоило повышать планку по уставному капиталу, чтобы на рынке сложилась адекватная конкуренция?

— На рынке и так сложилась оптимальная конкуренция. В Казахстане очень небольшое проникновение страхования — 0,7% от ВВП. В России этот показатель составляет более 2%, в странах Запада — порядка 10%. Такое положение дел в РК связано с низкой страховой культурой.

— Что изменилось на страховом рынке после вступления Казахстана в ЕАЭС?

— Евразийский союз дал толчок для наращивания оборотов по перестрахованию стран ЕАЭС в РК. В основном в Казахстан передаются те риски, которые сложно оценить внутри стран ЕАЭС. Если же говорить о нашей компании, у нас объем входящих премий по перестрахованию из России, Республики Беларусь, Кыргызстана не превышает 1%. Большую же часть рисков Kompetenz перестраховывает у перестраховщиков с высоким рейтингом «А+», «АА+», если говорить о странах — в основном это Германия.

— Давайте поговорим о маржинальности. Как ваша компания закрыла первое полугодие?

— Как и в прошлом году, в этом мы продолжаем наращивать прибыль. За январь-июль мы заработали более 443 414 тыс. тенге.

— Куда в основном инвестируется прибыль?

— Последние несколько лет мы оставляем прибыль внутри компании, за счет этого появляется дополнительная возможность докапитализации.

— Намерены ли вы докапитализироваться в 2017 году?

— Наша компания последние два года наращивала собственный капитал. До конца года мы планируем докапитализироваться на сумму порядка 500 млн тенге. Это заложено в нашей стратегии.

— Давайте поговорим о прибыльности страхового бизнеса в целом. Есть мнение, что страховщики в основном зарабатывают за счет своей инвестиционной деятельности, а не страховой. Можете прокомментировать это мнение.

— Мировой тренд таков, что наибольшая часть дохода страховщиков формируется за счет инвестиционной деятельности, а не за счет страховой. В Казахстане тренд пока противоположный, компании по общему страхованию в основном зарабатывают за счет страховой деятельности. Но в настоящее время тенденция перестраивается, доля дохода от инвестиций прирастает.

— Как обстоят дела в вашей компании?

— Сейчас 50% дохода Kompetenz приходится на страховую деятельность, остальные — на инвестиционную. У нас в планах сохранить этот паритет до конца года.

— Насколько мне известно, страховщики в основном инвестируют в депозиты. Вы также делаете упор на вклады?

— У страховщиков очень много нормативов по инвестированию, объем вложений в одного эмитента не должен превышать 10% от портфеля. Если же говорить про инвестиционный портфель нашей компании, у нас на депозиты приходится порядка 17%. Не исключено, что на рынке есть страховщики, у которых доля вложений во вклады превышает 17%. Но это связано исключительно с тем, что в Казахстане не развит рынок ценных бумаг, у эмитентов недостаточно инструментов для вложений.

— У вас превалируют вложения в акции или облигации?

— В облигации, это наименее рискованный инструмент. Мы отдаем предпочтение казахстанским эмитентам: это и банки, и производственные компании.

— На чем вы намерены сконцентрироваться в будущем?

— Согласно нашей стратегии, которая была одобрена в конце 2016 года, ближайшие три года мы намерены сосредоточиться на малом и среднем бизнесе. Последние 3 года доля розничного бизнеса у нас в портфеле не превышала 70%, корпоративный бизнес — 20%, МСБ — 10%. В последующие 3 года мы намерены снизить долю премий от физических лиц до порядка 30%, доля «корпоратов» останется на том же уровне — 20%. Долю МСБ планируется довести до 50%. Наш интерес к МСБ связан с тем, что у этой ниши огромный потенциал роста, уровень проникновения страхования в малом и среднем бизнесе не превышает 20%. Это очень низкий показатель. Тем более президент в своих выступлениях постоянно подчеркивает, что в Казахстане нужно развивать МСБ, создавать благоприятные условия для его работы. Малый бизнес менее защищен, чем крупный. Если у субъектов МСБ возникает какое-либо повреждение имущества в результате пожара, наводнения, то предприниматель остается один на один со своей бедой, несет убытки. К тому же нужно иметь в виду, что большинство предпринимателей, занятых в МСБ, закредитованы, вовлечены в госпрограммы. Наша компания предлагает владельцам магазинчиков, ларьков, небольших организаций застраховать пул рисков за оптимальные страховые взносы. Если предприниматель не может оплатить всю стоимость годовой страховки одномоментно, то оплату можно произвести траншами. К примеру, если годовая стоимость полиса составляет 60 тыс. тенге, то в течение года можно вносить эту сумму постепенно по 15 тыс. тенге. Это очень удобно. После приобретения одного полиса мы можем предоставить скидки на другие виды страховок: на полис автоКАСКО, полис, обеспечивающий страхование гражданско-правовой ответственности автовладельца, на медицинскую страховку и другие продукты.

Опыт показывает, что лучше застраховать риски, выделить бюджет на страхование, чем нести миллионные убытки. Вспомните, в апреле 2015 года сгорел дотла ТЦ «Адем-1». В результате был нанесен ущерб 800 бутикам. В мае 2016 года загорелось кафе «Коровабар», огонь молниеносно перекинулся на супермаркет «Юбилейный», а позже и на квартиры, находившиеся в том же доме, что и магазин. В августе прошлого года были охвачены пламенем рынки «Алмалы» и «Ожар». В ноябре 2016 года горело здание комплекса Almaty Towers. Из всех упомянутых объектов были застрахованы только супермаркет «Юбилейный» и комплекс Almaty Towers.

— Стали ли предприниматели менее скептически относиться к страхованию в последнее время?

— МСБ стал пересматривать свое отношение к страхованию, например, это касается сферы торговли. К сожалению, это связано с многочисленными пожарами, которые участились. К тому же полисы становятся еще более доступными, чем ранее. Например, стоимость полиса по страхованию имущества составляет 0,06−0,07% от цены имущества. Несложно просчитать, что даже при стоимости имущества в 1 млрд тенге страховка обойдется в 600 тыс. в год. Эту сумму в 600 тыс. тенге можно заплатить двумя или тремя траншами.

— По вашему мнению, как будет развиваться страховой рынок в 2018 году?

— Мы думаем, что страховой рынок будет развиваться не по массе, а в качественном аспекте. Также мы ждем внедрения электронного полиса по самому массовому виду — обязательному страхованию ГПО автовладельцев и развития онлайн-страхования. Еще возможно внесение изменений в законодательство в части регулирования деятельности страховых агентов, обсуждается вопрос соблюдения принципа «один агент — один страховщик».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.