Февральская 19%-ная девальвация перекроила планы не только банков, но и страховщиков. Так, некоторые страховые компании в ожидании еще одной волны ослабления тенге переложили часть своих тенговых активов в долларовые. Как выяснилось, эта инициатива может снизить их инвестиционный доход.
Резкая корректировка тенге, похоже, повысила дальнейшие инвестиционные риски страховщиков. Так, некоторые страховые компании решили снизить концентрацию своих активов в тенге. «После февральской девальвации 2014 года компания перевела в валюту 50% своих финансовых активов. До девальвации доля долларовых активов составляла 30%, к концу прошлого года на фоне ожиданий еще одной девальвации эта доля была доведена почти до 80%. По нашим предположениям, большинство страховщиков после корректировки курса перевели свои тенговые активы в валютные, но только при условии наличия у них свободной тенговой ликвидности», – сообщил Александр Тулешов, заместитель председателя правления СК «НСК».
Впрочем, не все страховщики готовы были озвучивать конкретные цифры. Для многих из них тема девальвации и ее влияния на инвестиционную стратегию оказалась слишком болезненной. Однако некоторые страховщики обозначили определенные тренды. «До февраля 2014 года портфель компании по валютам был достаточно сбалансированным. Активы были представлены в долларах, евро, российских рублях и тенге. Позже ситуация изменилась. После девальвации тенге доля активов, сконцентрированных в долларах, увеличилась. На наш взгляд, большинство компаний перевели свои тенговые активы в долларовые», – подчеркнула Гульназ Укибаева, и.о. начальника финансового управления СК «Сентрас Иншуранс».
Валерий Пермяков, который ранее занимал топовые должности в страховом секторе, предположил, что сейчас валютные активы не превышают четверть портфеля многих страховщиков. «Предположу, что общий объем инвестиций страховых компаний в валюту не превышает 25% от стоимости всех активов», – считает он.
Пока наибольшая часть доходов страховщиков поступает именно от страховой деятельности. По данным Нацбанка на 1 апреля 2015 года, доля доходов от страховой деятельности достигла 80,9%, от инвестиционной – 19,1%. Между тем, по заверениям страховщиков, валютная корректировка структуры инвестиционных портфелей может снизить доходность страховых компаний. «Страховщики могут потерять часть своего инвестиционного дохода. Так, по тенговым инструментам доходность выше», – акцентировал Александр Тулешов.
Валерий Пермяков также отмечает низкую привлекательность валютных активов. По его словам, перекладывание активов из тенге в доллары в больших объемах оправдано только в случае неизбежности девальвации. «Только при ощутимом ослаблении тенге страховщики могут одномоментно получить положительную валютную переоценку и защитить часть своих активов. Однако, в случае, если девальвации не будет или ее реализация затянется на неопределенный срок, у страховых компаний могут возникнуть инвестиционные риски. В частности, финансовые инструменты, номинированные в долларах, не приносят высокой доходности. Например, купон по 10-летним казначейским облигациям США составляет 1,8-1,9%», – отмечает эксперт.
Если же посмотреть на структуру инвестирования страховых компаний в разрезе инструментов, то по сравнению с додевальвационным периодом она не изменилась. По-прежнему наибольшая доля активов страховщиков сконцентрирована в ценных бумагах – 48,4%, практически четверть активов находится на депозитах – 23,3%.
Пока же, по заверениям страховщиков, конвертация тенговых активов в валютные не отразилась на росте стоимости страховых полисов. «Это связано с тем, что страховые компании преимущественно принимают свои обязательства в тенге», – подчеркивает Олег Ханин,председатель правления СК «Коммеск-Өмір».
Аида Айдарханова, председатель правления СК «Kompetenz», также обращает внимание, что конвертация тенговых активов в валютные не может повлиять на изменения тарифов страховых компаний. «Особенно это касается обязательных видов страхования, тарифы на которые утверждаются государством и изменениям не подлежат. Если же говорить о добровольных видах страхования, таких как страхование имущества, автоКАСКО, полисы по страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев авто, то по ним тарифы постоянно снижаются. Это относится к розничным клиентам», – подчеркнула Аида Айдарханова.
Впрочем, возможное ослабление тенге может привести к росту стоимости некоторых видов полисов. «Это касается медицинских страховок для выезжающих за рубеж. Туристы получают медицинские услуги за границей, при этом страховые компании оплачивают их расходы, покупая валюту в Казахстане. В случае девальвации более высокие выплаты в тенговом выражении последуют по страховкам на случай болезни. В настоящее время около 60% стоимости лечения приходится на лекарства. Рост цен на препараты напрямую повлияет на цены страховок. Между тем, по статистике компаний, большинство страховых случаев в добровольном страховании на случай болезни приходится на нетяжелые заболевания. Для их лечения используются отечественные лекарства», – отметила Гульназ Укибаева.
Не исключено, что некоторым страховщикам придется снова корректировать свою инвестиционную стратегию. Недавно президент Казахстана заявил, что резкой девальвации тенге не будет. К тому же, курс тенге с начала года был не волатилен. За месяц тенге к доллару ослабил позиции лишь на 0,2%. По данным Нацбанка, если в марте средневзвешенный курс доллара составлял 185,31 тенге, то в апреле он достиг 185,73 тенге. По отношению к евро тенге, напротив, укрепился. В марте средневзвешенный курс европейской валюты составлял 200,92 тенге, в апреле – 199,99 тенге. «На прошлой неделе тенге торговался в диапазоне 185,80-185,81 за доллар и закрыл неделю на уровне 185,8. Среднедневной объем торгов долларом вырос до $346 млн – это на 12% больше, чем на прошлой неделе и на 11% больше, чем в среднем за предыдущие 20 недель. По нашим оценкам, за неделю крупный участник был нетто-продавцом около $380 млн», – считают аналитики HalykFinance.