На днях Национальный банк РК сообщил о предварительной оценке платежного баланса Казахстана. Исходя из нее, дефицит текущего счета по итогам III квартала 2020 года составил -5,5 млрд долларов. Таким образом, за 9 месяцев текущий счет перешел в отрицательную зону.
По данным Бюро национальной статистики, квартальный дефицит сложился лишь второй раз в истории Казахстана и впервые с 1995 года. По методологии платежного баланса, применяемой Нацбанком страны, впервые с 1999 года.
«Статистика за III квартал, вторая волна пандемии, ввод новых карантинных мер в Европе и неопределенность по поводу восстановления мировой экономики указывают на дальнейшее ухудшение ситуации», - отметил директор департамента платежного баланса Нацбанка Азат Ускенбаев. В этой связи прогноз Национального Банка по итогам 2020 года по текущему счету, который складывался на уровне 4,2 млрд долларов, будет актуализирован в рамках прогнозного раунда «ноябрь-декабрь», объяснил он.
В каком направлении продолжится эта тенденция? Как она отразится на экономике Казахстана? И что может стабилизировать ситуацию в международной торговле? Об этом корреспондент центра деловой информации Kapital.kz поговорил с экспертами.
Галымжан Айтказин, старший аналитик департамента консалтинговых услуг AERC:
В целом не удивительно, что в текущей кризисной ситуации большинство стран могут наблюдать отрицательный торговый баланс и дефицитный текущий счет, в том числе и Казахстан. Основными причинами дефицита торгового баланса для РК являются падение внешнего спроса на экспортную продукцию на фоне сокращения экономической активности в странах - торговых партнерах и, следовательно, сокращение внутреннего производства энергоресурсов, в частности, нефти и газового конденсата.
Как было сказано, по предварительной оценке Нацбанка РК, в III квартале 2020 года текущий счет сложился с дефицитом в размере -5,5 млрд долларов. Такой глубокий квартальный дефицит «перекрыл» позитивный текущий счет 1-го полугодия (профицит в 1,7 млрд долларов) и «перетянул» показатели 9 месяцев в сторону дефицита в размере 3,8 млрд долларов.
Также, по последним данным Бюро национальной статистики, общий экспорт за 8 месяцев 2020 года снизился на 1,8% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составил 31,9 млрд долларов, а совокупный импорт снизился на 7,9% за тот же период и составил 21,3 млрд долларов. То есть торговый баланс за 8 месяцев текущего года составил положительные 10,6 млрд долларов.
С другой стороны, произошедшая с начала года девальвация национальной валюты относительно доллара в таких случаях может также частично нивелировать снижение экспорта и стимулировать уменьшение импорта и тем самым укрепить торговый баланс. Конечно, снижение показателей как экспорта, так и импорта товаров и услуг в условиях пандемии продолжает оказывать негативное влияние на экономику Казахстана через увеличение дефицита текущего счета. Помимо торгового баланса, в расчет текущего счета берутся традиционно отрицательный баланс услуг для Казахстана и баланс первичных доходов.
По октябрьскому прогнозу нашего центра исследований прикладной экономики (AERC), дефицит текущего счета на фоне прогноза профицита торгового баланса с учетом традиционно отрицательного баланса услуг и первичных доходов ожидается отрицательным в размере -9,7 млрд долларов, или 7,3% к ВВП. Другими словами, дефицит счета текущих операций возрастет в 1,5 раза по сравнению с 2019 годом.
Тем не менее уже в следующем году, исходя из эффекта низкой базы, постепенного восстановления торговых отношений со странами-партнерами и роста экономической активности в целом, по нашим оценкам, ожидается сокращение дефицита баланса услуг и увеличение профицита торгового баланса. Таким образом, для стабилизации платежного баланса требуется, чтобы как можно скорее были сняты различные ограничения и барьеры для привычной международной и внутренней экономической активности.
Владислав Туркин, финансовый аналитик:
В первую очередь превышение импорта над экспортом оказывает влияние на курс тенге к иностранным валютам. А, учитывая сильное влияние курса на различные экономические процессы и прежде всего инфляцию, последствия могут оказывать долгосрочный негативный эффект на экономику страны.
Наличие дефицита по текущему счету может не нести в себе значительного негатива и покрываться за счет притока иностранных инвестиций, внешних заимствований и прочих зарубежных трансфертов, направленных на рост будущих экспортных доходов и сокращение импорта. Однако такая ситуация обычно происходит при активном росте экономики и наличии значительной степени инвестиционного потенциала/проектов. В нашем случае мы наблюдаем ухудшение инвестиционной привлекательности при значительном падении экспортных доходов в результате ухудшения макроэкономической ситуации, как внутренней, так и внешней.
В краткосрочном периоде существования дефицита текущего счета на эффективном валютном рынке ожидалась бы ситуация планомерного ослабления курса, что приводило бы к вынужденному сокращению импорта и определенному выравниванию текущего счета. При устойчивом сохранении дефицита текущего счета данный разрыв должен финансироваться за счет привлечения дополнительных валютных притоков (иностранные инвестиции, внешние заимствования).
Есть опасение, что в текущих условиях данный дефицит, скорее всего, будет профинансирован резервами Нацбанка или Нацфонда, как в результате ограниченного потенциала других источников, так и недопущения ослабления курса. С другой стороны, само наличие дефицита может указывать на неправильную работу автоматических стабилизаторов в рамках эффективного рыночного курсообразования, фискальной и денежно-кредитной политики.
В свою очередь, основным механизмом по автоматической стабилизации платежного баланса является преимущественно валютный курс. Любые отклонения курса от «условно равновесного значения» при наличии дополнительных денежных стимулов приводят к ухудшению ситуации с платежным балансом.
Однако, помимо курса, значительную роль играют именно денежные потоки - входящие и исходящие. Так, существует определенный объем необходимого стране базового импорта, который слабо регулируется с помощью курса и в том числе отражает сильную импортозависимость. Однако большая часть экспортных доходов слабо диверсифицирована и зависит прежде всего от цен на сырьевые ресурсы.
При этом существует ряд факторов, в перспективе способных оказывать дополнительное давление на состояние платежного баланса. Расширение государственных вливаний и смягчение денежно-кредитной политики без соответствующего роста экспорта будет приводить к росту импорта, создавая очередное негативное давление на курс и, как следствие, на инфляцию. Рост и стимулирование неторгуемого сектора экономики в отрыве от развития и условий остальной экономики также будет приводить к увеличению дисбаланса текущего счета.
Я считаю, что пока давление на текущий счет платежного баланса реализовано не в полную силу. Снижение доходов, преимущественно за счет продажи сырья, повлияло на сокращение оттока прибылей иностранных компаний. Однако даже при небольшом росте доходов стоит ожидать возврата роста данных оттоков, что может нивелировать соответствующий небольшой прирост экспортных доходов. Дополнительное давление может создать реализация отложенного спроса по мере стабилизации карантинной ситуации, как у населения, так и компаний, что будет влиять на рост импорта.
Также есть ожидания по определенному конфликту состояния текущего счета и реализации мер по стимулированию экономики. Так, рост инвестиционной активности бизнеса под влиянием наличия доступа к льготным денежным средствам будет приводить к росту импорта инвестиционных товаров при отсутствии соответствующего роста производительности и выпуска торгуемых (экспортный потенциал) товаров.
В целом меры, направленные на вмешательство или искажение курсообразования, могут приводить к дальнейшему накоплению торгового дисбаланса.
Состояние нашего текущего счета определяется по большей степени экспортом сырьевых ресурсов, что отражается в достаточно слабом управлении его состоянием и сдержанном влиянии на него прочих экономических механизмов.