USD
444.32₸
-1.340
EUR
473.33₸
-1.250
RUB
4.76₸
-0.020
BRENT
88.09$
+0.010
BTC
66558.50$
+213.900

Бизнес ждёт больше аналитики в работе комитета госдоходов

Дистанционные меры налогового администрирования, в частности, камеральный контроль, стали актуальнее, чем прежде

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

С учетом того, что малый и микробизнес в Казахстане с 1 января этого года освобожден от проверок госорганов и от уплаты налогов на 3 года, дистанционные меры налогового администрирования, в частности, камеральный контроль, стали актуальнее, чем прежде. Так считают в Комитете государственных доходов Министерства финансов РК. При этом в КГД понимают и признают, что сам камеральный контроль нуждается в улучшении. Предприниматели же в свою очередь подсказывают комитету госдоходов, какие конкретно меры нужно для этого предпринять. 

В качестве того, что надо улучшить представительница АТФБанка Елена Тян во время дискуссии на совместной конференции с КГД упомянула анализ поступающих в комитет данных. Она привела пример из практики банка. АТФБанк продал участок земли, после чего комитет госдоходов прислал ему уведомление о том, что в налоговой декларации не указан НДС от продажи. 

«Пустые участки земли, согласно Налоговому кодексу, при реализации освобождаются от уплаты налога. Если бы налоговый орган провел анализ этой сделки, информацию о которой он получил от казначейства, то увидел бы, что правообладателем конкретных земельных участков являлось ТОО, которое выступало в роли залогодателя», – рассказала Елена Тян.

Бизнес видит, что камеральный контроль меняется не только с законодательной, но и с практической стороны, заметила сотрудница EY Гульнара Еликпаева. Однако для предпринимателей туманно выглядят некоторые понятия в Налоговом кодексе, подчеркнула она.

«Мы говорим о пункте 1 статьи 96 Налогового кодекса РК, который определяет в принципе периметр камерального контроля, в частности, что такое камеральный контроль и на чем он основывается. И вот здесь важно, чтобы мы хорошо понимали, каково видение у КГД, потому кодекс сейчас определяет, что налоговый орган сравнивает имеющиеся у него данные, или те, которые есть у других госорганов. Но всегда ли можно вынести правомерное уведомление, сделав только такой анализ?» – задала вопрос сотрудникам КГД  Гульнара Еликпаева.

Пример с земельными участками АТФБанка как раз свидетельствует о том, что КГД следует делать дополнительный анализ поступающих к нему данных, смотреть на документы, добавила она.

«Цель камерального контроля состоит в том, чтобы налогоплательщики самостоятельно устранили допущенные нарушения законодательства без применения к ним штрафных санкций», – сказал в свою очередь руководитель управления дистанционного мониторинга КГД Ануар Сулейменов.

Ануар Сулейменов, руководитель Управления дистанционного мониторинга КГД - Kapital.kz

Ануар Сулейменов, руководитель Управления дистанционного мониторинга КГД

Пользуясь этой возможностью, налогоплательщики в прошлом году устранили нарушения налогового законодательства на сумму 1,85 трлн тенге. В результате КГД начислил налоги в размере 317 млрд тенге, в бюджет поступило 189 млрд тенге, а по остальной сумме снижена переплата, пояснил спикер.

«Анализ нарушений показал, что основной процент направленных уведомлений приходится на налогоплательщиков в сфере торговли, которые получили 86 тыс. извещений или 31% от их общего числа. На втором месте строительная отрасль – 43 тыс. или 16% от всех уведомлений», – рассказал представитель КГД.

При этом больше всего денег в виде налогов после получения уведомлений – 126 млрд тенге, или 82% от общего объема – поступило от крупного бизнеса, от малого бизнеса – 110 млрд тенге, продолжил он. По словам Ануара Сулейменова, камеральный контроль стал инструментом, с помощью которого, помимо прочего, налоговики выявляют различные схемы уклонения от уплаты налогов.

«Примером могут служить взаиморасчеты с фирмами-однодневками с искусственным завышением расходов без подтверждающих документов и прочие нарушения. С развитием цифровизации в Казахстане стало больше источников, которые используются для получения информации для проведения камерального контроля. Так, с начала 2019 года используются фискальные чеки, выбиваемые в онлайн-режиме, субсидии, электронные счета-фактуры, экспорт в рамках ЕАЭС, а также другие», – сказал Ануар Сулейменов.

Бизнес ждёт больше аналитики в работе комитета госдоходов 237036 - Kapital.kz

В результате их использования суммы выявленных налоговых нарушений в 2019 году оказались в три раза больше, чем в 2018-м и в пять раз больше, чем в 2017-м, добавил он. Поскольку увеличились суммы нарушений, выросло и количество направленных бизнесменам уведомлений. В прошлом году их было в два раза больше, чем в 2018 году и в три раза больше, чем в 2017-м.

«Каждый год мы проводим оптимизацию фискального администрирования. В результате из 280 тыс. направленных уведомлений 42% или 118 тыс. уведомлений привели к устранению нарушений на сумму 1,8 трлн тенге. По 75 тыс. уведомлений в 27% случаях налогоплательщики предоставили пояснения, которые в дальнейшем помогли выставить уведомления их контрагентам по имеющимся расхождениям. По 12% или 33 тыс. уведомлений налогоплательщики не исполнили уведомления, и по отношению к ним приняты соответствующие меры», – продолжил Ануар Сулейменов.

Что касается налогов, по которым бизнес не до конца выполняет свои обязательства перед государством, то на первом месте оказался НДС, на втором – КПН, на третьем – индивидуальный подоходный налог. В прошлом году налоговики направили по этим  видам налогов 200 тыс. уведомлений (74% от общего числа извещений) на сумму 4,7 трлн тенге. Основная сумма начислена по НДС – 139 млрд тенге, а по КПН – 109 млрд тенге.

«Необходимо признать, что на практике не все уведомления являются эффективными. В 2019 году при формировании уведомлений мы использовали 324 вида нарушений. Проведенный анализ качества выявляемых расхождений показал, что есть недостатки. Работа по 47 видам нарушений дала эффективность от 1 до 10%, по 130 процедурам – 10-30%», – констатировал Ануар Сулейменов.

Продолжая тему изъянов камерального контроля, спикер заметил, что нельзя оставлять без внимания жалобы налогоплательщиков на сам контроль. В 2019 году бизнесмены подали 897 жалоб, из них в 635 случаях претензии поступили в налоговые органы, 262 – в суды. При этом налоговики рассмотрели 74 жалобы в пользу налогоплательщиков – это 11% от общего числа, суды вынесли решения в пользу налогоплательщиков по 12 обращениям. 250 жалоб рассмотрены в пользу КГД, поскольку основную массу жалоб подали контрагенты налогоплательщиков, регистрация которых признана недействительной, а также те контрагенты, чьи сделки суды признали недействительными.

«Озвученная статистика поступающих жалоб нас озадачила и подталкивает к решению этой проблемы. Необходимо сократить обращения налогоплательщиков, и это можно сделать, пересмотрев процессы камерального контроля. Для этого создана рабочая группа, которая обсуждает с членами Ассоциации налогоплательщиков Казахстана (АНК) шаблоны или, как мы говорим, процедуры камерального контроля. После дискуссии будут внесены соответствующие корректировки», – озвучил Ануар Сулейменов.

Благодаря диалогу с АНК в Налоговый кодекс РК в начале этого года внесены поправки по камеральному контролю, добавил он. Первая поправка – решение о неисполнении уведомлений, утвержденных приказом министра финансов, выносится в течение 5 дней. Раньше в кодексе ничего не говорилось об этом сроке. Теперь же у предпринимателей есть возможность устранить нарушения до того, как будут арестованы банковские счета компании. Вторая поправка – налогоплательщикам дали право обжаловать решение о неисполнении уведомлений в течение 5 рабочих дней. Третья – налогоплательщики имеют право ходатайствовать в суде о том, чтобы им восстановили пропущенные сроки для исполнения уведомлений о недовыплаченных налогах. Пока ходатайство будет рассматриваться, банковские счета не арестуют, соответственно, не будет налоговых проверок в компании, заметил спикер.

«Для избежания нареканий налогоплательщиков на уведомления по результатам камерального контроля мы предлагаем создать комиссию из представителей АНК, НПП «Атамекен», Палаты налоговых консультантов и КГД. В рамках работы комиссия рассмотрит жалобы на уведомления, будет создана база шаблонов-ответов на уведомления», – заключил Ануар Сулейменов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.