USD
444.32₸
-1.340
EUR
473.33₸
-1.250
RUB
4.76₸
-0.020
BRENT
88.04$
+0.250
BTC
64852.70$
-1491.900

Нюансы фудретейла: излишки и упущенные продажи

Как эффективно управлять продовольственными товарами

Share
Share
Share
Tweet
Share
Нюансы фудретейла: излишки и упущенные продажи- Kapital.kz

Нынешнее время вполне можно назвать эрой здорового образа жизни. Мода, осознание того, что питание и спорт влияют на нашу красоту и состояние здоровья подталкивают людей к ЗОЖ. И если раньше большую часть времени люди уделяли физическим упражнением, то сейчас особую нишу в формировании здорового образа жизни занимает питание. Сегодня многие стали отказываться от продуктов быстрого потребления, содержащих большое количество заменителей и красителей, обращая внимание на сегмент товаров категории фреш. Овощи и фрукты стабильно наращивают доминирование на обеденной тарелке, а в стейк-хаусах пересматривают состав гарниров.

Потребители также стремятся заменить рис и макаронные изделия на пюре из цветной капусты, при этом они покупают ингредиенты в продовольственных магазинах, количество которых увеличивается с каждым днем. Но растет не только сегмент фреш-товаров, глобальный рынок продуктового ретейла характеризируется как динамично развивающийся. В 2016-м объемы продаж составили $8,3 трлн, а к 2021 году, в соответствии с прогнозными оценками, этот показатель достигнет $10,91 трлн. Но, несмотря на высокий спрос на продукты, каждый из нас, совершая покупки, регулярно видит в магазинах полные тележки с товарами с истекающим сроком годности; а медиаканалы все чаще распространяют информацию о том, что в мире выбрасывается очень много еды. Например, немцы утилизируют около 20 млн тонн пищевых отходов, а это 1% оборота и 1,5 млрд евро. Одна из причин – жесткая конкуренция на рынке, вынуждающая супермаркеты снижать цены и выставлять только внешне безупречный товар. На полках нет места помятому пакету молока или немного почерневшему банану. Объемы лишних запасов продуктов в развитых странах настолько велики, что в мире появилось понятие фудшеринг – социально-экологический проект по спасению пригодной к употреблению пищи. В некоторых странах открываются специальные заведения на основе фудшеринга. В Великобритании и Дании действуют магазины, в которых по принципу «заплати, сколько можешь» продают еду, списанную другими супермаркетами, например из-за брака упаковки или скорого истечения срока годности. Оставшейся едой в больших объемах, в первую очередь, делятся магазины, супермаркеты, гипермаркеты и рестораны. Но почему же не только у частных лиц появляется «лишняя» еда, а и у ретейлеров? И почему же она не вся продается? И разве ретейлеру выгодно ее раздавать или распродавать по сниженным ценам? Конечно же, нет. Это вынужденная мера по утилизации непроданного вовремя товара или по распределению избыточных запасов. Излишки, испорченный и просроченный товар – результат неэффективного управления запасами. Розничные сети часто используют фреш-группу как сопутствующие товары и снижают них цены, что в свою очередь влияет на качество. Профильные магазины ставят выше наценку и делают упор на качество, так как товары категории фреш являются скоропортящимися, что приводит к большому количеству просрочки. Как же эффективно управлять продовольственными товарами, чтобы покупателю было, что покупать, а ретейлеру – нечего списывать и перемещать? Давайте рассмотрим основные моменты.

Отстаиваем свои интересы, а не поставщика

При определенных условиях продукцию с истекшим сроком годности торговые сети могут возвращать поставщикам, но очень часто причиной является абсурдный процесс составления заказа. Количество и список позиций (частично или полностью) определяют не сотрудники сети, а поставщик, иначе – никакого возврата. Опасаясь просрочки «на руках», ретейлеры соглашаются на такие условия. А потом жалуются, что поставщик поставляет в большом количестве неходовые товары с более длительными сроками годности и совсем недостаточно топ-товаров, с небольшим сроком годности. Интересная ситуация: в сети по неходовым товарам появляются излишки, но вернуть их сразу нельзя, так как товар годен, а вот топов всегда не хватает – поставщик их просто не довозит, чтобы не возвращали, если товар не купят до того как срок годности истечет. Поговорим о продуктах с длительным сроком годности (от 2 недель и больше). Часто встречается ситуация, когда поставщики предоставляют скидку и при этом требуют взамен, чтобы на полках были представлены в определенном количестве указанные ими позиции (как правило, это неходовые товары). И если у сети есть денежное ограничение при формировании заказа, то она вынуждена отказаться от части топовых позиций. Скидка есть, но нужных товаров нет.

Совершенствуем внутренние бизнес-процессы

Когда вопрос касается актуальности остатков, то на практике в большинстве случаев слышим негативный ответ – они не актуальны. Особенно это проявляется для фреш-товаров. Инвентаризация проводится редко или некачественно, а прием, выкладка товаров и их списание несвоевременно. К сожалению, проблема неактуальности остатков в продуктовом ретейле массовая (если говорить о фреш-товарах, то в районе 90% случаев они не соответствуют действительности), и часто ее решению не уделяется должного внимания.

Определяем service level

Основный подход, которым можно руководствоваться при формировании запасов и заказов поставщику товаров фреш – это service level (уровень обслуживания). Целевым показателем в этом подходе является удовлетворение спроса с заданной точностью. Например, если service level 95%, то это означает, что из 100 покупателей, пришедших за конкретным товаром фреш, 95 обнаружат его на полке и купят. Проблема в том, что байерам очень свойственно перестраховываться и заказывать впрок, но это не лучшее решение, особенно, если речь о фреш-категории. Здесь необходимо минимизировать объем отходов, потому что только один испорченный товар может нивелировать прибыль от нескольких продаж.

Рассчитываем коэффициенты дней недели

При расчете количества к заказу необходимо учитывать эластичность спроса дней недели для каждой SKU на каждой SKU location. В разные дни недели покупательская активность разная – обычно в понедельник у всех еще есть продукты после выходных и нет времени на походы в магазин, так как все заняты работой. Ближе к концу недели эта активность растет, а на выходных и вовсе достигает своего пика. Кроме того, уровень спроса в торговой точке очень сильно зависит от ее месторасположения. Например, если магазин находится возле школы, то спрос на продукты в будние дни будет гораздо выше, нежели в выходные. Поэтому крайне важно высчитывать КДН и применять при составлении заказа.

Учитываем остаточный срок годности товара

При прогнозировании потребления обязательно нужно учитывать ОСГ – минимально допустимое количество дней остаточного срока годности для товара на складе в момент поступления от поставщика. Это очень важный показатель в категории фреш. Часто бывает так, что плечо поставки больше, чем ОСГ товара. В такой ситуации прогнозируемое потребление необходимо считать на период от поставки до момента, когда истекает срок годности по товару, а не до следующей поставки, как обычно. Также данный параметр необходим для расчета доступного остатка на момент формирования следующего заказа для фреш-товаров. Но зачастую многие компании даже «не ведут» его, не говоря уже об использовании в расчетах.

Не забываем об отклонении в спросе

При вычислении целевого уровня запасов для фреш-товаров нужно учитывать не только service level и прогнозируемое потребление, но и стандартное отклонение распределения. Стандартное отклонение в данном случае характеризует степень разброса спроса от его средней величины. Спрос постоянно колеблется и при прогнозировании потребления это необходимо учитывать. Если говорить не о скоропортящихся продуктах, то здесь подход к реагированию на отклонения в спросе должен быть другим. В данном случае необходимо ссылаться на потребление в недавнем прошлом и коррелировать наш целевой запас по товару, исходя из сложившейся ситуации. Например, с помощью динамического управления буферами (Рис. 1). Буфер – это целевой уровень товарного запаса, который устанавливается и поддерживается для каждого товара на каждой точке хранения для покрытия спроса на период между поставками. Опираясь на данные о текущей ситуации, мы можем понять, в каком направлении должен измениться буфер – увеличиться или уменьшиться. Такой подход позволяет снизить риски возникновения излишков и упущенных продаж.

Одним из важных аспектов достижения коммерческих целей и качественного обслуживания наших клиентов является постоянное наличие на торговых точках продукции при минимально возможном проценте списаний. Решить эту задачу только стандартными методами управления запасами – прогнозированием «вручную» на местах и определением величины заказа, исходя из экспертного опыта менеджера – невозможно. «Фудовое» направление – это отличная продукция для покупателей, а вот для ретейлеров существует масса трудностей, одной из которых является расчет количества к заказу. От того насколько точно компания справляется с этой задачей, напрямую зависит количество и масштаб других проблем: уровень излишков, упущенных продаж, количество списаний, количество потерянных потенциальных клиентов. Вручную собрать и эффективно обработать вышеперечисленные данные практически невозможно. Поэтому на пути к эффективному управлению запасами должен быть переход от ручного заказа к автозаказу. С одной стороны, расчет количества к заказу будет более точным и быстрым, а с другой –у менеджера высвободится время, которое он сможет использовать для качественной аналитики.

В завершение выделим ключевые моменты. Первый – работу с поставщиками необходимо выстраивать таким образом, чтобы пополнение происходило по потребности сети (торговой точки), а не по потребности поставщика. Второй – совершенствуем внутренние бизнес-процессы, чтобы фактические остатки в учетной системе были равны физическим остаткам на магазине. Третий – автоматизируем процесс создания и отправки заказов, чтобы была возможность учитывать и анализировать все необходимые данные о спросе по всем SKU в разрезе SKU location. Как итог – выдержан баланс между излишками и упущенными продажами в торговой сети посредством грамотного управления запасами.

Марина Макарчук, эксперт компании ABM Cloud

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.