Креативная индустрия - одна из самых быстрорастущих сфер глобальной экономики. Современные страны связывают свое будущее с развитием этого сектора, который продолжает расти даже в периоды экономического кризиса. Результаты мирового исследования показывают, что креативная индустрия занимает 3% от мирового ВВП. Руководитель проектов по искусству и креативной экономике, British Council в Казахстане Галина Корецкая на круглом столе Creative Almaty Forum рассказала, что мешает развитию этого сектора в Казахстане и как креативный подход поможет предпринимателям заработать.
По словам Галины Корецкой, интеллектуальная деятельность является одним из самых важных и фундаментальных понятий для развитии экономики. Она рассказала, что Алан Фишер, Колин Кларк и Жан Фурастье еще на начале XX века поделили развитие экономики на три этапа.
Колин Кларк писал в своих работах, что каждая страна проходит аграрную стадию (доиндустриальное общество). Она связана с Первичным сектором экономики — добыча сырья, сельское хозяйство, горнодобывающая, рыбная и лесная промышленность. Промышленная стадия (индустриальное общество) связана со вторичным сектором - развитием промышленности и строительства. Стадия роста сферы услуг и роли образования – постиндустриальное общество – когда большинство населения заняты в третичном секторе – услуги, образовании, а промышленность уходит на второй план.
«К концу ХХ века все развитые страны находились в третьем секторе экономики, и мы говорим с вами про постиндустриальное общество. В XXI веке мы говорим уже о высшем этапе постиндустриальной экономики», - говорит Галина Корецкая.
Первым заговорил о понятии креативной экономике в 2000 годах Джон Хокинс. Он заявил о важности творческого продукта и о том, что традиционная экономика устарела и на смену ей должна прийти креативная. Чем быстрее мир перестроится, тем безопаснее он выйдет из кризиса.
«Поэтому сейчас идет речь о высшем этапе постиндустриальной экономики и общества. Это четвертый сектор экономики, который называется экономика знаний. В этот сектор входят информационные технологии, образование, научные исследования, банковские и финансовые услуги. Ее основные признаки – высокое качество человеческого капитала, жизни, высокие технологии и высококачественные услуги. Основные факторы развития этого сектора – человеческий капитал и знания», - отмечает Галина Корецкая.
Креативная экономика рождается на стыках между культурой, обществом, технологиями и экономикой. То есть креативная экономика равно создание творческого продукта. А творческий продукт – это товар или услуга и как подсчитать экономическую ценность культуры, творчества и искусства, задается вопросом она.
«В 2015 году состоялся экономический форум, где было презентовано исследование – анализ 11 секторов, так называемых креативных индустрий, связанных с культурой и искусством в Европе, Северной и Латинской Америках, Африке, на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Были подсчитаны доходы этих секторов и занятость. В результате выяснено, что креативная индустрия – это 3% от мирового ВВП. Доходы этого сектора превышают доходы от телекоммуникационных услуг. Доход креативных индустрий мира больше, чем весь ВВП Индии ($1900 биллионов). А Индия это третья экономика мира по объему ВВП после Китая и США», - сказала она.
Креативная индустрия создает 29,5 млн рабочих мест, а это 1% от всего занятого населения в мире. В ней работает больше людей, чем, например, в автомобильных секторах США, Европы и Японии. Сектор креативной индустрии существует давно, но измерять его объемы начали недавно. Лидирующей страной в сфере креативной экономике считается Великобритания. По данным 2016 года, ежегодно креативные индустрии приносят экономике страны почти 92 биллиона фунтов, при этом сектор постоянно растет. Больше всего приносит сфера IT, программного обеспечения и компьютерных игр.
В 2018 году Британский совет совместно с университетом Нархоз провели исследование креативной индустрии в Казахстане. Было выбрано 6 секторов и 40 подсекторов с кодами, которые используются во всем мире для экономического анализа креативной индустрии. При исследовании была использована и международная система классификации видов экономической деятельности (ОКЭД).
«Мы обрабатывали статистические данные по регистрации юрлиц, занятости, заработной плате, доходе и узнали, что по состоянию на январь 2018 года насчитывается 17,5 тыс. предприятий, которые можно отнести к креативной индустрии Казахстана. И эти 17,5 тыс. предприятий составляют 3,8%. Из 100% зарегистрированных в Алматы работают 6,3% (7868), в Нур-Султане 4,5% (3053), - констатирует Галина Корецкая. - Принято считать, что креативная индустрия – это только развлечение, искусство и отдых, но на самом деле это только 9%. Самый большой сектор - научно-техническая деятельность. Скорее всего, там сидят все ИП, дизайнеры, архитекторы, видео- и аудиопродакшн».
В сравнении с сектором бизнес-услуг и сферы недвижимости креативная индустрия оказалась самой большой.
«Какие выводы – мы не можем показать такую же красивую инфографику, как правительство Великобритании. Не можем посчитать количество людей, занятых в этом секторе, их доходы и денежный оборот из-за непрозрачности сектора. Но, даже имея эти данные, можно твердо сказать, что креативная экономика в Казахстане есть, сектор креативной индустрии больше сектора бизнес-услуг», - подытожила она.