Страховые компании не заинтересованы в агросекторе. Это объясняется невозможностью определить страховые риски в животноводстве. В свою очередь предприниматели не могут выйти на экспорт, осуществить логистику и защитить свои имущественные интересы в случае стихийных бедствий.
В то время как спрос на страхование у крупных исредних предприятий растет, существующая система взаимодействия между фермерами и страховщиками становится неэффективной.
Между тем Центральная Азия входит в число регионов, наиболее подверженных разрушительным природным явлениям. Ежегодно в той или иной части ЦА происходят землетрясения, оползни, наводнения, наблюдаются экстремальные погодные условия. В Казахстане от наводнений страдают около 300 тыс. человек, ВВП республики теряет до $3 млрд в год.
«Наводнениям подвержены все области Казахстана, более 1055 населенных пунктов с общим числом жителей свыше 7 млн человек. В 2018 году ущерб населению негативным воздействием паводковых вод нанесен на сумму более 1,2 млрд тенге», – рассказал заместитель председателя Комитета по ЧС МВД РК Талгат Нурмагамбетов.
По данным КЧС, в прошлом году на строительство и укрепление защитных дамб и ремонт 71 гидротехнического сооружения было потрачено 12,5 млрд тенге. В этом году планируется начало строительства трех новых селезадерживающих плотин, сумма, затраченная на их возведение, составляет порядка 30 млрд тенге.
На сегодняшний день инвестиции Всемирного банка в проекты по управлению рисками бедствий и техническую помощь в Центральной Азии превысили $100 млн.
«Несмотря на существующие подходы и методы стран ЦА, на практике это не срабатывает. Помимо поддержки граждан и вкладывание денег в превентивные меры и снижение тяжести последствий ЧС, требуется развитие системы страхования. Достаточно четких механизмов в ЦА нет. Система страхования находится в зачаточном состоянии. В Казахстане закон о страховании при ЧС еще не принят, но он находится в разработке. Аналогичная картина в других государствах Центральной Азии», – рассказал директор Центра по ЧС и снижению риска стихийных бедствий в Алматы Валерий Петров.
Крайне уязвим к воздействиям наводнений или засухи сельскохозяйственный сектор, в котором занята треть населения ЦА, а действующий механизм страхования в АПК не обеспечивает должного уровня управления рисками. Покрытие посевных площадей страхованием не достигает и половины – в 2018 году это всего 43%. А финансовая защита животноводства в стране все еще не регламентирована.
«У меня есть своя животноводческая ферма. Помимо этого я руковожу крупным рыбным хозяйством. Мы хотели застраховать наш биоактив, но, как оказалось, сделать это очень тяжело или практически невозможно. Страховые компании просто не смогли оценить риски. Им было проще от нас отказаться. У них не хватает квалифицированных специалистов и международного опыта страхования животноводства, при том, что мы не изолированы от внешнего мира. Мало инициатив и от самих фермеров. Еще одним недостатком является то, что страховые компании по закону обязаны все свои риски перестраховывать за рубежом. У нас проблема в самой системе, а не только в одной отрасли», – считает предприниматель Алихан Канапия.
Действующая система страхования не отвечает современным требованиям. Заместитель директора департамента инвестиционной политики Министерства сельского хозяйства РКАзамат Хамиев озвучил несколько причин. Первая связана с низкими страховыми выплатами. Выплаты возмещают в среднем только 20% от понесенных затрат фермера при посевной. Затраты при посевной на 1 га составляют порядка 20-25 тыс. тенге, а возмещение – в среднем 3,5 тыс. тенге. Это неадекватно низкий тариф, считает Азамат Хамиев.
«Во-вторых, определить был ли страховой случай или нет – сложно. Необходимо время, чтобы комиссия рассмотрела обращение, возникают коррупционные риски, факты сговора. Система страхования непрозрачная, она непонятна многим фермерам. Поэтому она не работает. Страховым компаниям неинтересно агрострахование. В настоящее время в этом направлении работают лишь 1-2 компании», – пояснил он.
Представитель Минсельхоза также сообщил о большой реформе в рамках программы развития АПК 2017-2021.
«Мы предусматриваем изменение в системе страхования в сельском хозяйстве. Проблемы по страхованию в сельском хозяйстве большие. Поэтому депутатами мажилиса сейчас инициирован законопроект, который находится на рассмотрении. Параллельно эту систему выстраиваем. Это будет добровольное страхование, во-вторых, это будет страхование по целой линейке продуктов, по своим тарифам. Мы будем субсидировать страховые премии со стороны государства, но именно по тем продуктам, которые направлены на решение государственных задач в сельском хозяйстве», – заключил спикер.