На фоне протестов «желтых жилетов» во Франции в энергетическом ведомстве Казахстана выражают солидарность французскому народу. При этом введение в стране аналогичных топливных акцизов называют невозможным, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Напомним, вот уже три недели во Франции не утихают протесты так называемых «желтых жилетов». Митингующие выступают против акциза на моторное топливо, которое пытается ввести правительство. В данном случае речь идет о концепции гармонизации отношений человека и природы, принятой в рамках Парижского договора-2015, куда входит налог на выбросы углекислого газа. Однако если в 2017-м налог составлял 30,5 евро за тонну CO2, то с января 2019-го эту цифру решили поднять до 44,6. В таком случае цена дизельного топлива повысится на 6,2%, а бензина — на 2,8%. В стране, где самое огромное число автолюбителей по Европе, это вызвало молниеносное недовольство, которое до сих пор не утихает в обществе. Даже несмотря на введение правительством полугодового моратория на повышение налогов на топливо в стране. А что у нас?
«У нас, чтобы вы знали, одна из самых низких цен на бензин. По сравнению с той же Россией наш бензин стоит на 50 тенге дешевле. Сейчас мы полностью покрываем свой рынок и готовим соглашение с Кыргызстаном об экспорте бензина в эту страну», — рассказал Kapital.kz вице-министр энергетики Сабит Нурлыбаев ходе международной конференции по переходу Казахстана на наилучшие доступные технологии в минувший четверг.
— Тем не менее что вы думаете о политике топливных акцизов во Франции, подобные меры одобряются во всем Евросоюзе?
— У нас такое невозможно! Мы социально ориентированное государство и делаем все для того, чтобы цены на бензин и дизтопливо не росли, а, наоборот, снижались. Как я понял во Франции, с топливными акцизами хотят увеличить доходную часть бюджета, но это же их проблема, проблема их правительства. Лично я солидарен с народом Франции.
Между тем новый Экологический кодекс планируется внести в Парламент Казахстана в феврале 2019 года и принять до конца следующего года. Документ установит жесткий контроль за ограниченным числом природопользователей.
«Главным принципом нового законодательства будет принцип — „загрязнитель платит“. Данное направление предполагает отказ от тотального экорегулирования. В рамках нового кодекса мы будем регулировать только тех природопользователей, которые в основном и дают загрязнение (200 единиц). При этом мы будем отбирать крупные предприятия, которые дают от 70 до 80% выбросов. И это позволит сформировать основу категории, к которой будет применяться новый механизм оценки воздействия на окружающую среду: мы планируем перевести эти предприятия на комплексные экологические разрешения», — сообщил Сабит Нурлыбаев.
Он пояснил, что комплексные экологические разрешения будут допускать эксплуатацию опасного объекта с учетом требований к нему по управлению отходами, готовности к ЧС и их ликвидации.