В последние дни в СМИ появился ряд публикаций о ситуации в стране на рынке топлива, и произошла дискуссия о необходимости регулирования цен на ГСМ. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz побеседовал с экономистом Алмасом Чукиным о том, как он оценивает нынешнее положение дел. По мнению Алмаса Чукина, чтобы устранить огромную коррупционную машину по контрабанде бензина в соседние страны, нужно отпустить государственное сдерживание цен на дизельное топливо и бензин марки АИ-92.
«Государство держит цену на АИ-92 в пределах 180 тенге за литр. И так как стоимость акциза на тонну бензина составляет 38,134 тенге, то в литре бензина есть 38 тенге акцизного налога и где-то 16 тенге НДС. Таким образом, если владелец бизнеса продает бензин по 180 тенге, то за минусом 38 тенге и с учетом выплаты налога 16 тенге за литр выходит 126 тенге, или примерно 30 центов за литр бензина марки АИ-92. В то время как розничная цена сейчас составляет около 180 тенге, или 41 цент», - отметил экономист.
При стоимости бензина в Узбекистане 81 цент, в Кыргызстане – 60 центов и в России 62 цента нетрудно догадаться, почему он уходит теневым экспортом в соседние страны, несмотря на установленный государством запрет.
«У нас большая разница цен на топливо с соседними странами: Узбекистаном, Кыргызстаном, Россией. Мы субсидируем все подряд, от нас вывозят бензин и непонятно что происходит. Всегда, когда начинают регулировать цены, происходит дефицит, и начинается перепродажа и спекуляция. Государство может перестать это делать, а там уже рынок сам найдет, какой будет стоимость, так как цена будет плавающей, как это сейчас происходит на валютном рынке с американским долларом», - отметил Алмас Чукин.
Экономист уточнил, что сегодня в Казахстане бензин отпускается по стоимости 30 центов за литр, тогда как на его изготовление уходит 60 центов.
«Нефтяников в разной степени заставляют по формуле «затраты/себестоимость плюс небольшая маржа» загружать Атырауский, Шымкентский и Павлодарский НПЗ. В результате внутренняя цена на нефть, по которой она сдается на переработку на НПЗ, у нас иногда ниже мировой на 80%», - пояснил он на своем аккаунте в Facebook.
Экономист убежден, что государству необходимо отпускать цены, но это нужно делать с умом.
«Сельчанам необходимо продолжать предоставлять субсидии, нужен переход, конечно. Нельзя просто взять и сразу их отменить, потому что мы сами приучили их к льготному дизельному топливу. Но в целом по рынку цены должны быть рыночными», - подчеркнул он.
По его мнению, вместо дотирования всех категорий населения нужно перейти к оказанию адресной помощи, чтобы помогать тем, кто в этом действительно нуждается.
«Минсельхоз может, как и во всем мире делается, деньгами давать. И эта помощь должна быть связана с объемами выпускаемой на выходе продукции. Сейчас никто не знает, вырастет потом урожай или нет. Только спрашивают, сколько гектаров будут засеивать. Выделение тоннами топлива – это бесплатная халява, на которую все записываются. Ее всегда не будет хватать. На западе все эти субсидии упаковывают в деньги, и сразу понятно становится, на что эти субсидии», - подчеркнул Алмас Чукин.
Если государство отпустит цены на социальные виды топлива – это, безусловно, скажется на инфляции, но по мнению экономиста, в будущем влияние на темпы роста цен может снизиться.
«Разовое влияние на инфляцию, конечно, будет. Если цена на бензин вырастет – она перетекает на все продукты. Но в будущем оно может и снизиться, потому что как работает рынок? Если товар дорогой, люди начинают экономить и думать об эффективности. И в принципе со временем потребление топлива может снизиться, потому что люди будут экономить. А сейчас зачем экономить, если топливо дешевое? В прошлом году мы уже пережили 20% скачок инфляции», - резюмировал экономист.