USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96165.70$
-913.800

Алмас Чукин: Всегда, когда начинают регулировать цены, происходит дефицит

Экономист прокомментировал ситуацию на рынке ГСМ

Share
Share
Share
Tweet
Share
Алмас Чукин: Всегда, когда начинают регулировать цены, происходит дефицит- Kapital.kz

В последние дни в СМИ появился ряд публикаций о ситуации в стране на рынке топлива, и произошла дискуссия о необходимости регулирования цен на ГСМ. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz побеседовал с экономистом Алмасом Чукиным о том, как он оценивает нынешнее положение дел. По мнению Алмаса Чукина, чтобы устранить огромную коррупционную машину по контрабанде бензина в соседние страны, нужно отпустить государственное сдерживание цен на дизельное топливо и бензин марки АИ-92.

«Государство держит цену на АИ-92 в пределах 180 тенге за литр. И так как стоимость акциза на тонну бензина составляет 38,134 тенге, то в литре бензина есть 38 тенге акцизного налога и где-то 16 тенге НДС. Таким образом, если владелец бизнеса продает бензин по 180 тенге, то за минусом 38 тенге и с учетом выплаты налога 16 тенге за литр выходит 126 тенге, или примерно 30 центов за литр бензина марки АИ-92. В то время как розничная цена сейчас составляет около 180 тенге, или 41 цент», - отметил экономист.

При стоимости бензина в Узбекистане 81 цент, в Кыргызстане – 60 центов и в России 62 цента нетрудно догадаться, почему он уходит теневым экспортом в соседние страны, несмотря на установленный государством запрет.

«У нас большая разница цен на топливо с соседними странами: Узбекистаном, Кыргызстаном, Россией. Мы субсидируем все подряд, от нас вывозят бензин и непонятно что происходит. Всегда, когда начинают регулировать цены, происходит дефицит, и начинается перепродажа и спекуляция. Государство может перестать это делать, а там уже рынок сам найдет, какой будет стоимость, так как цена будет плавающей, как это сейчас происходит на валютном рынке с американским долларом», - отметил Алмас Чукин.

Экономист уточнил, что сегодня в Казахстане бензин отпускается по стоимости 30 центов за литр, тогда как на его изготовление уходит 60 центов.

«Нефтяников в разной степени заставляют по формуле «затраты/себестоимость плюс небольшая маржа» загружать Атырауский, Шымкентский и Павлодарский НПЗ. В результате внутренняя цена на нефть, по которой она сдается на переработку на НПЗ, у нас иногда ниже мировой на 80%», - пояснил он на своем аккаунте в Facebook.

Экономист убежден, что государству необходимо отпускать цены, но это нужно делать с умом.

«Сельчанам необходимо продолжать предоставлять субсидии, нужен переход, конечно. Нельзя просто взять и сразу их отменить, потому что мы сами приучили их к льготному дизельному топливу. Но в целом по рынку цены должны быть рыночными», - подчеркнул он.

По его мнению, вместо дотирования всех категорий населения нужно перейти к оказанию адресной помощи, чтобы помогать тем, кто в этом действительно нуждается.

«Минсельхоз может, как и во всем мире делается, деньгами давать. И эта помощь должна быть связана с объемами выпускаемой на выходе продукции. Сейчас никто не знает, вырастет потом урожай или нет. Только спрашивают, сколько гектаров будут засеивать. Выделение тоннами топлива – это бесплатная халява, на которую все записываются. Ее всегда не будет хватать. На западе все эти субсидии упаковывают в деньги, и сразу понятно становится, на что эти субсидии», - подчеркнул Алмас Чукин.

Если государство отпустит цены на социальные виды топлива – это, безусловно, скажется на инфляции, но по мнению экономиста, в будущем влияние на темпы роста цен может снизиться.

«Разовое влияние на инфляцию, конечно, будет. Если цена на бензин вырастет – она перетекает на все продукты. Но в будущем оно может и снизиться, потому что как работает рынок? Если товар дорогой, люди начинают экономить и думать об эффективности. И в принципе со временем потребление топлива может снизиться, потому что люди будут экономить. А сейчас зачем экономить, если топливо дешевое? В прошлом году мы уже пережили 20% скачок инфляции», - резюмировал экономист.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.