В этом году Минсельхоз Казахстана начал претворять в жизнь амбициозную программу якорной кооперации в мясном животноводстве. Она должна решить сразу несколько давно назревших задач. Обеспечить занятостью широкие слои населения, причем без деления на городских и сельских жителей. Нарастить поголовье крупного рогатого скота внутри страны. И сформировать в республике новый класс зажиточных частных собственников — фермеров — с культурой и принципами труда, как у американских ковбоев.
В Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» Нурсултан Назарбаев отметил, что аграрный сектор должен стать новым драйвером экономики. Он подчеркнул, что Казахстан можем быть одними из крупнейших в мире производителей аграрной экспортной продукции. Особенно по производству экологически чистых продуктов питания. Глава государства поручил Правительству и акимам пересмотреть принципы выделения субсидий и постепенно переходить на страхование продукции; создать все условия для объединения более 500 тысяч домашних хозяйств и малых фермерств в кооперативы; создать эффективную систему хранения, транспортировки и сбыта товаров. Кроме того, надо обеспечить увеличение экспорта продовольственных товаров на 40% к 2021 году путем диверсификации производства сельскохозяйственной продукции.
Базис и надстройка
Ясное дело, чтобы достичь поставленных целей, нужно время. А помимо него — еще несколько факторов или несущих конструкций программы. Это, прежде всего, свободные пастбища, дешевые кредиты и импорт маточного поголовья крупного рогатого скота. Без этих трех составляющих невозможно будет охватить большое количество трудоспособного населения и вовлечь его в масштабное занятие животноводством.
Хотя важен и еще один пазл программы — желание людей трудиться на земле, выращивать скот и зарабатывать на этом состояние.
Само собой, эта программа не родилась на пустом месте. Ее предтечей был воплощенный в жизнь после 2010 года проект «Реализация экспортного потенциала мяса КРС». Однако этот проект лишь заложил основы — владельцы промышленных откормочных площадок начали завозить в Казахстан породистый крупный рогатый скот из США, Канады и Австралии. Так, в стране резко увеличилось поголовье черных ангусов и рыжих герефордов (прародитель советской мясной породы «казахская белоголовая»). Но это был только первый этап, к тому же крупные собственники могли себе позволить импортировать качественный скот из дальнего зарубежья.
Теперь же новая мясная программа МСХ продолжает начатое с той лишь разницей, что акцент делается на класс малых фермеров — действующих или начинающих. Эти малые фермеры должны группироваться вокруг уже существующих промышленных откормплощадок и вступать с ними в якорную кооперацию. Разумеется, им не нужно большое стадо, а достаточно 50 голов. Для них это идеальный вариант. Плюс, имея ограниченные ресурсы, завезти они скот могут только из ближнего зарубежья. Благо в настоящее время российский рынок буквально переполнен чистопородным мясным скотом, так как соседи сумели за короткое время резко нарастить потенциал своего сельского хозяйства и животноводства в особенности.
Нарастить популяцию
Импорт маточного поголовья — обязательное условие, если казахстанские животноводы, конечно, хотят быстро нарастить поголовье КРС внутри страны. Так, собственно, делается во всем мире, потому что, если фермеры начнут покупать скот друг у друга в одной стране, наращивание поголовья и, как следствие, экспортного потенциала мяса будет продвигаться черепашьими шажками. До определенного момента, пока в Казахстане не наберется «критическая масса» КРС, которая будет способна воспроизводить себя в нужном количестве, импорт маточного поголовья продолжится.
Так, по словам председателя совета директоров АО «Аграрная кредитная корпорация», управляющего директора по активам и инвестициям холдинга «КазАгро» Асылхана Джувашева, несмотря на то, что сама программа рассчитана на 10 лет — до 2027 года, — предполагается, что серьезные подвижки начнутся уже к 2023 году.
«К этому времени планируется завезти в Казахстан 900−950 тыс. маточного поголовья. То есть, стартуя с 2018 года, импортировать в республику по 150 тыс. голов каждый год. Однако мы понимаем, что программа находится только на начальной стадии реализации, далеко не все действующие или потенциальные фермеры информированы должным образом. Поэтому в текущем году показатель завоза скота снизили до 50 тыс. голов, зато в следующем ожидается, что он вырастит до 100 тыс. голов. И уже в последующие годы будет доходить до 200 тыс. голов импортного скота. Завоз 950 тыс. голов КРС должен дать на выходе 100 тыс. тонн мяса, которое после 2023 года Казахстан сможет поставить на экспорт», — рассказал «Капитал.kz» Джувашев.
Пастбища — ключевой вопрос
Но для того чтобы малые фермерские хозяйства появились и заработали, им в первую очередь нужна земля. Им необходимы пастбища для выпаса мясного скота. Причем пастбища нужны из расчета 500 гектаров на одного малого фермера. Потому что программа предусматривает выделение кредита на приобретение фермером 50 голов КРС. А для выпаса 50 голов крупного рогатого скота как воздух необходимы 500 гектаров пастбищных угодий.
В свою очередь выделение пастбищ — это целиком и полностью прерогатива районных акиматов. Но их следует контролировать. А Минсельхоз способен это делать только путем внедрения цифровизации: когда через спутниковые снимки аграрное ведомство сможет получать правдивую «картинку»: какие пастбища реально используются по назначению, а какие — нет. Соответственно, возникнет легальный инструмент для изъятия земельных участков у недобросовестных пользователей.
Например, глава ОЮЛ «Мясной союз Казахстана», владелец откормочной площадки SC Food в Аккольском районе Акмолинской области Максут Бактибаев в разговоре с нами заметил, что, проанализировав показатели, «Мясной союз» узнал, что сейчас только в одном этом районе свободно 70 тыс. гектаров пастбищ.
«Это запас, который хоть сейчас можно отдать фермерам. 70 тыс. га пастбищ — это из расчета 500 гектаров на одно хозяйство получается 150 фермеров. Поэтому сейчас ставится задача только в одном районе создать 150 фермерских хозяйств с количеством стада 50 голов минимум», — подчеркнул Бактибаев.
Кстати, как заверил «Капитал.kz» руководитель департамента животноводства МСХ Еркебулан Ахметов, в самой Акмолинской области, которая выбрана в качестве пилотной, нужно располагать только откормочными площадками на 46 тыс. ското-мест. Лишь таким образом можно выйти на заданные показатели производства к 2023 году.
«Для сравнения: сейчас текущие мощности региона по откормплощадкам равны 15 тыс. ското-мест. Значит следует увеличить их еще в три раза. К тому же параллельно в регионе должно появиться 1033 малых фермерских хозяйств», — прокомментировал Еркебулан Ахметов.
Сколько и чего нужно фермеру
Минсельхозом уже разработан типовой проект для малых фермеров, которые собираются приобрести 50 голов КРС. Помимо 500 гектаров пастбищ, им необходимы трактор, косилка и пресс-подборщик. Нужна скважина — колодец для воды. Нужно учитывать, что подведение водной инфраструктуры субсидируется государством на 80% от вложенных средств. Кроме того, необходима кошара для содержания скота в зимнее время. А также помещение для проживания пастухов. Разумеется, следует резервировать средства на зарплату и покупку кормов. В целом такой типовой проект рассчитан на сумму в 55 млн тенге.
Помимо субсидий, государство через финансовые институты холдинга «КазАгро» — Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства и Аграрную кредитную корпорацию — выдает кредиты. Например, ФХ «Манат» из Ерейментауского района Акмолинской области получило кредит в размере 23 млн 390 тыс. тенге на закупку маточного поголовья КРС. Срок кредита — 15 лет, ставка — 4% годовых.
Выдача разрешения на использование пастбища занимает до 50 дней. Одобрение кредита — до 20 дней. Импорт КРС длится около 50 дней: 21 день — карантин на стороне импортера, 21 день — на нашей стороне. Около 5−10 дней может составить доставка скота до места назначения.