На сегодняшний день сфера туризма — одно из самых перспективных бизнес-направлений, имеющих большой потенциал для роста. По данным ВТО, ежегодный оборот туристов составляет около 1,235 млрд человек, а средний чек каждого достигает 1100 долларов на поездку. Таким образом, международный туризм приносит до 1,4 трлн долларов в год, что составляет почти 10% от мирового показателя ВВП. Ослабление национальной валюты в 2015 году внесло свои коррективы в развитие туристической отрасли в Казахстане и изрядно откинуло нас назад — объемы выездного туризма в тот год снизились на 80%. Однако постепенно казахстанцы сумели адаптироваться под обстоятельства и возобновили свои поездки. Мы попросили основателя онлайн-сервиса по бронированию авиабилетов Santufei Асхата Омарова рассказать, какие изменения произошли на туристическом рынке за 2017 год.
По данным TDS, за последний год доля интернет-проникновения в Казахстане выросла до 94%, что положительно сказалось на развитии e-commerce в стране. Так, в 2017 году прирост на рынке электронной коммерции составил порядка 20%, а сегмент пассажирских перевозок достиг объема в 92,3 млн долларов. Santufei вырос в 6 раз, закрыв год с общим показателем в 12 млн долларов.
Такому росту поспособствовала и новая для казахстанцев тенденция планировать путешествия самостоятельно, тем самым экономя на поездках. А где как не в интернете отслеживать цены на перелеты и проживание? Онлайн-сервисы позволяют пользователям сравнивать и выбирать самые оптимальные варианты, ведь в отличие от традиционных агентств, которые живут за счет никем нерегулируемых комиссий на билеты, их электронные собратья такого себе позволить попросту не могут — наценка будет сразу видна.
Повсеместное развитие IT-технологий позволяет внедрять новые и интересные решения, нацеленные на упрощение работы с сервисами, а также повышение лояльности клиентов. Например, Kaspi Bank открыл новую сферу среди БВУ, разместив на своей площадке маркет плэйс и проведя первую и самую масштабную в Казахстане «Кибер Жума». Для нас также важно экономить время и средства пользователей, предоставляя им самые интересные решения. С этой целью мы реализовали возможность бронирования комбинированных рейсов разных авиакомпаний, что снижает конечную стоимость перелета, а также функцию онлайн-возвратов авиабилетов и быстрый возврат денег на банковскую карту.
Возросший интерес к travel-сфере подтверждают и данные Google — поисковые запросы в категории «путешествия и туризм» в Казахстане увеличились на 14% за IV квартал 2017 года. Пиковый сезон в 2017 году пришелся на июль, именно в этот период казахстанцы активнее всего искали авиабилеты.
Наблюдается активный переход пользователей на мобильные устройства. Доля совершаемых поисковых запросов через смартфоны на казахстанском рынке составляет порядка 70%, в сфере туризма эта цифра выросла до 73%. Показатели по запросам, совершаемым через планшеты и компьютеры, показывают падение — на 22% и 2% соответственно. Мы также наблюдаем рост продаж в мобильном приложении Santufei. На сегодняшний день почти половина бронирований приходит с мобильных устройств, хотя годом ранее эта цифра была 30%. Внедрение новых фичей, редизайн и лояльность пользователей помогли нам войти в рейтинг топ-30 мобильных приложений Казахстана.
Привязанность к компьютерам объясняется большой долей корпоративных клиентов. Для них мы разработали специальное решение, которое экономит затраты на командировки благодаря возможности самостоятельной выписки авиабилетов.
Анализ данных за последний год также показал рост продаж авиабилетов по Казахстану. Популярными внутренними направлениями остаются Алматы и Астана, что во многом обусловлено их ролью в экономике страны. Но даже исключив их из списка, тенденция остается — казахстанцы открыли для себя и другие города, среди которых Шымкент, Актау, Павлодар, Усть-Каменогорск и Кокшетау.
Внутренний туризм развивается — это факт, хотя задач и проблем, которые нужно решать, чтобы вывести его на должный уровень, довольно много. Мы сами столкнулись с некоторыми из них, когда запустили travel-проект «7 причин сорваться в» на Youtube. Идея проекта состоит в раскрытии туристического потенциала нашей страны. Наша цель — показать соотечественникам, в какой красивой стране мы живем, и познакомить их с интересными местами, о которых они ранее не слышали. Естественно, это предполагает поездки по всем регионам. И хотя не все они готовы к тому, чтобы принять туристов, великолепие нашей природы компенсирует это с лихвой. К примеру, в Мангистауской области наша съемочная группа попала в аварию из-за низкого качества дорожного полотна. Объезжая очередную яму, наш внедорожник несколько раз перевернулся и улетел в кювет, пришлось возмещать стоимость автомобиля нашему гиду. Нам повезло, что обошлось без жертв. Но те впечатления, которые мы получили во время поездки по полуострову Мангышлак, сгладили все негативные моменты. Во всех выпусках мы говорим со зрителями начистоту, так как объективность и честность — главные ценности проекта.
Говоря о выездном туризме, стоит отметить рост доли международных поездок. Но меняются направления, которые выбирают наши пользователи. Так, например, новую волну популярности получили Объединенные Арабские Эмираты, особенно после достигнутого визового соглашения между нашими странами. Продажи по этому направлению за I квартал 2018 года выросли в 4 раза.
Угасает интерес к Украине, уступая место соседнему Узбекистану. Удивительно и то, что из рейтинга топ-15 популярных стран вышли Нидерланды и Индия, вместо которых сюда вошли Кыргызстан и Польша. А лидируют по-прежнему Россия и Турция. Очевидно, что, несмотря на медленное восстановление и выход из финансового кризиса, казахстанцы выбирают более бюджетные направления.
Изменения travel-привычек казахстанцев открывают новые перспективы развития для игроков онлайн-рынка. Спрос на бюджетные путешествия ведет к необходимости формировать комплексные предложения для пользователей. Например, возможность спланировать поездку от и до самостоятельно в одном приложении. А пока эти решения находятся в разработке, вы можете экономить благодаря акциям и раннему бронированию.